Главная > Актуальные комментарии > Политика > Первый год президентства Медведева

Первый год президентства Медведева

В первый президентский год Дмитрию Медведеву пришлось столкнуться с двумя серьезными вызовами (экономическим кризисом и войной в Закавказье), происхождение которых, однако, от него не слишком зависело. При этом глава государства не стал уходить от ответственности, решившись и на риски применения военной силы, и на признание масштабных проблем в российской экономике и социальной жизни (тема четырех "И"), не исправленных, в частности, во время работы самого Медведева в ранге вице-премьера. Вообще готовность Президента не бояться критики и признавать свои ошибки впечатляют на фоне "долгих" традиций российской политики и власти. Напомним, что совсем недавно Медведев прямо признал ошибочность действий исполнительной власти по прямой поддержке фондового рынка в начальный период кризиса, что отрадно. Не побоялся Медведев открыть себя для общения с гражданами в Интернете, дать свое первое интервью российским печатным СМИ откровенно оппозиционной "Новой газете". Опубликовал списки своего "кадрового резерва", дав возможность общественности судить хотя бы о части кадровых приоритетов власти. Ввел в практическую плоскость требования к высшим чиновникам объявлять публично сведения о своих доходах.

Также весьма позитивным знаком президентства Медведева стала критика бюрократии за правовой нигилизм и активная работа по улучшению судебной системы России (видимо, в первую очередь Президент намерен реформировать судебную власть).

Тем не менее, нельзя не признать, что многие предпринятые Медведевым усилия еще не достаточны. Объявлен верный курс по "четырем "И", однако Россия по-прежнему заметно уступает развитым странам и по развитости инфраструктуры (одна тема дорогих и некачественных дорог чего стоит), и по сформированности эффективных институтов (вспомним хотя бы о качестве работы милиции на фоне дела Евсюкова). Проблемы и с инновациями. Медведеву, как и его предшественникам, так и не удалось заставить, например, нефтегазовые компании РФ активно вкладываться в инновации и развивать технологии, вместо того чтобы тратить доходы на дивиденды (у ТНК-ВР, скажем, они доходят до 40% от прибыли), на непрофильные активы и на спонсорство футболистов. При этом в том же ТЭК явно виден недостаток инвестиций в профильную активность вроде освоения месторождений, что может иметь самые неприятные последствия, когда после кризиса мировой спрос на сырье восстановится, а месторождения еще не будут разработаны.

Что касается движения Медведева в сторону превращения российской власти в более открытый и близкий гражданам объект, то и здесь еще очень много чего нужно сделать. Скажем, мало кто из адекватных наблюдателей верит в истинность цифр поданных чиновниками деклараций о доходах, когда сами чиновники (по меркам элиты) мало чем владеют, зато все их родственники – настоящие гении бизнеса. Очевидно, что в этих условиях придется задуматься о каких-то дополнительных политических и управленческих инновациях, делающих власть более прозрачной и ответственной перед гражданами, без чего не получится уменьшить коррупцию до приемлемого уровня.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Kommentarii.ru, 07.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики