Главная > Актуальные комментарии > Политика > Как и почему политический кризис на Украине влияет на энергопартнерство с Россией

Как и почему политический кризис на Украине влияет на энергопартнерство с Россией

Материал любезно предоставлен для информационного агентства «РОСБАЛТ» директором Фонда национальной энергетической безопасности и президентом Центра политической коньюнктуры Константином Симоновым.

Анализ влияния политического кризиса на Украине на развитие российско-украинского энергетического партнерства

Затягивающийся политический кризис на Украине серьезно беспокоит Россию. Это связано с резким повышением транзитных рисков. Газотранспортная система Украины в силу резкого роста политической напряженности не может работать в полноценном режиме. Это наглядно показала майская авария на газопроводе Уренгой-Ужгород.

Видимо, политическое противостояние отвлекает слишком много сил. Газопровод ремонтировали порядка двух недель, что является огромным сроком. При этом Россия оказывается заложником ситуации. У нее есть долгосрочные контракты, по которым в Европу ежегодно поставляется через территорию Украины порядка 105 млрд. кубометров газа. Европейский союз же постоянно обвиняет РФ в росте рисков срыва поставок. Но, получается, что риски на самом деле сосредоточены не в сегменте upsrteam, т.е. в добыче, а в сегменте транспортировке, или, как его теперь часто называют европейские эксперты, middlestream. Политический кризис на Украине увеличивает транзитные риски, а отвечать за это приходится России.

В условиях кризиса тема газовых цен становится отличным способом повышения рейтинга на популистских заявлениях. Борьба с Россией за пересмотр газового контракта, якобы наносящего вред Украине, становится одной из сознательно «разогреваемых» тем со стороны таких ориентированных на внешние эффекты политиков, как Юлия Тимошенко. При этом практически никто не пытается реально проанализировать достигнутые договоренности, поскольку стоимость газа для Украины, особенно после повышения цены туркменского газа, скорее является невыгодной для России, а не для Украины. Тем более что «горячие головы» предлагают еще и повысить стоимость транзита для России. Очевидно, что выборы в парламент – эта питательная почва для популизма, который стал уже традиционным оружием для антироссийских политических сил – так называемых «оранжевых», группирующихся вокруг Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко.


Таким образом, главными задачами России в сфере двусторонних энергетических отношений являются

  • Гарантии надежности транзита через территорию Украины
  • Отказ от пересмотра договоренностей по стоимости газового транзита через территорию Украины (стоимость транзита определяется межправительственным соглашением, подписанным в 2005 г. сроком на 5 лет).
  • Сохранение в качестве ответного хода ценовых условий поставок газа на Украину с возможным плавным повышением цены (не более 5-10% в год)


Развитие событий на Украине возможно по трем базовым сценариям, каждый из которых имеет разную степень драматизма для России (сценарий распада Украины мы не рассматриваем, как маловероятный).

Победа на выборах «оранжевых» сил

Самый нежелательный для России сценарий. Он приведет к использованию энергетики в качестве основания для откровенно популистской риторике на тему «не допустим предательства национальных интересов Украины». С высокой степенью вероятности можно предположить разрыв контракта на поставку туркменского газа на Украину и ультимативное требование увеличить плату за транзит российского газа. «Оранжевые» не будут объяснять населению, что цена газа для Украины в два раза ниже европейского уровня, делая акцент исключительно на эмоции. У России же не останется другого выбора, как увеличить цену на поставляемый на Украину газ после роста тарифов на транзит газа в Европу. О такой возможности прямо заявил «Газпром» в лице заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Валерия Голубева, курирующего в монополии отношения со странами СНГ.

«Оранжевые» делают ставку на образ России как врага, поэтому они совершенно не заинтересованы в успешных переговорах. Они будут играть по принципу «чем хуже – тем лучше». Тем более что в силе их расчет на полную поддержку со стороны Европы. Но такое поведение на самом деле только резко увеличивает риски ЕС. Потому что ЕС окажется перед угрозой реального срыва поставок российского газа. В публичном пространстве можно во всем обвинить Россию и еще раз заявить о ней как о ненадежном поставщике. Но это не приведет к решению ситуации. А никакой реальной альтернативы России как поставщику газа в Европу на сегодня нет. Все планы снижения зависимости от России устремлены в будущее, но они в лучшем случае реализуемы в перспективе 15-20 лет (если реализуемы вообще).

При этом «оранжевые» нанесут колоссальный стратегический ущерб самой Украине. Если Европа будет делать ставку на сокращение поставок газа из России, это будет означать, что и доходы Украины от транзита резко сократятся. Ни один альтернативный России проект поставки газа в ЕС не идет через украинскую территорию. Таким образом, создавая России имидж ненадежного поставщика газа в ЕС, Украина прежде всего закладывает мину замедленного действия под себя.

«Оранжевые» также демонстративно откажутся от любых переговоров по участию России в управлении газотранспортной системой Украины, популистски прикрываясь все теми же «национальными интересами». При этом у «оранжевых» нет никакого понимания, откуда взять средства на поддержание трубы в рабочем состоянии и ее реконструкцию. Износ же построенных в советское время газопроводов достиг критической отметки.

Рост цены на газ до 230-260 долларов США за 1000 кубометров газа, неизбежный в условиях возвращения к власти «оранжевых», нанесет серьезный удар по промышленному Юго-Востоку страны. В первую очередь пострадают предприятия химической промышленности и горно-металлургического комплекса. Вероятно, «оранжевые» политики понимают эти риски и идут на них совершенно сознательно, поскольку именно бизнес Юго-Востока является основным донором Партии Регионов.

Вывод — победа «оранжевых» означает неизбежную энергетическую войну с Россией с совершенно непредсказуемыми последствиями вплоть до остановки транзита в Европу. Проиграют в итоге Россия, ЕС и стратегически сама Украина.

Победа на выборах «Партии регионов» и ее союзников

Подвариант — отказ украинской элиты от идеи досрочных парламентских выборов и сохранение существующей конфигурации парламента и правительства

«Партию регионов» Виктора Януковича нельзя назвать пророссийской. Она прежде всего отстаивает интересы влиятельных экономических игроков на востоке страны. С другой, эту силу воспринимают в России как единственную, с которой по крайней мере можно вести переговоры. Глава Минтопэнерго Юрий Бойко выражает готовность обсуждать как ситуацию с обеспечением безопасности украинского газопровода, а также говорит о необходимости сохранения цен на транзит украинского газа. Еще в апреле Бойко заявил, что Украина не намерена повышать цену за транзит газа по своей территории. Причем аргументация министра была вполне логичной. С одной стороны, в случае повышения ставки транзита с нынешних $1,6 за 1 тыс. кубометров газа на 100 километров до среднеевропейского уровня и сохранении объемов транзита, ежегодный доход Украины возрос бы на $1,5 млрд — до $3,2 млрд. С другой, это привело бы к росту цены поставляемого из России газа – минимум до $230 с нынешних $130 за 1 тысячу кубометров. Это привело бы к увеличению стоимости продаваемых Украине 55 млрд. кубометров газа на $5,5 млрд. Т.е. потери Украины, по самым скромным подсчетам, составили бы $4 млрд в год.

Кроме того, после аварии на газопроводе Уренгой-Ужгород Бойко посетил Москву, где 21 мая провел встречу с Алексеем Миллером. На ней «была отмечена необходимость существенного повышения надежности работы транзитной газотранспортной системы Украины, с учетом исключительной роли страны в транспортировке российского газа в Европу». Это означает, что нынешнее правительство пока не готово менять структуру собственности газопроводной системы, но осознает необходимость переговоров.


Вывод – успех «Партии регионов» не означает полной победы России, но дает базу для переговоров по будущему газотранспортной системы, а также фиксирует прежние договоренности по цене газа для Украины и стоимости транзита, что принципиально важно для всех трех участников цепочки — России, Украины и ЕС.


Вариант победы на досрочных выборах Партии регионов и создания ей в дальнейшем «широкой коалиции» с участием пропрезидентской «Нашей Украины» гипотетически возможен. Реакция России будет зависеть от конкретных шагов нового правительства.

«Боевая ничья», сохранение политического хаоса

Инерционный сценарий, с одной стороны, предполагает сохранение нынешней структуры кабинета министров. А с действующим правительством Россия готова иметь дело. С другой стороны, «оранжевые» возьмут курс на раскачивание лодки, продолжая популистскую риторику о необходимости роста тарифов на транзит газа и разрыве действующий контрактов. Все это будет создавать крайне нервозную обстановку. Неопределенность будет расти, а до ряда актуальных экономических проблем просто не будут доходить руки.


Вывод – сохранение хаоса означает, с одной стороны, возможное сохранение условий заключенного контракта. Но, в то же время, повышает политические риски и сохраняет возможности для новых, уже более масштабных аварий газопроводов.   


Опубликовано: информационное агентство «РОСБАЛТ», 24 мая 2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики