Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за октябрь 2017 г.

Топ-лист событий за октябрь 2017 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за октябрь 2017 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Визит короля Саудовской Аравии в Россию

    Этому событию было придано гигантское значение. Все считают, что цена на нефть сейчас определяется отношениями Москвы и Эр-Рияда. Но все новости об инвестициях Саудовской Аравии в российский СПГ, о совместных проектах в области нефтехимии – всё это не более чем информационный шум. В действительности в повестке дня только один вопрос – что делать с соглашением ОПЕК+? И Россия, и саудиты заинтересованы в высоких ценах на нефть. При этом и мы, и саудиты не хотим сокращать добычу. Кто же возьмет на себя основную ношу в этой истории? В прошлом году добычу разогнали до максимума, а потом стали снижать с пиков. Но в 2018 году придется реально убирать добычу, а в России как раз в 2016-2017 гг. запущены новые проекты, и что с этим делать, не ясно. Кстати, всё более очевидным становится сопротивление продлению сделки внутри России. Здесь первую скрипку играет Игорь Сечин, который всё чаще выступает с критикой соглашения, дескать, основные проблемы нефтяного рынка не решены и большой вопрос, правильная ли стратегия принята. Визит короля Саудовской Аравии никакой ясности не внес. Причем понятно, что и мы, и саудиты будем пытаться друг другу продать политику. То есть и у нас, и у саудитов есть аргументы. Идея понятна: надавить на контрагента намеком на политические трудности. У саудитов в рукаве есть мусульманские регионы Северного Кавказа, у России – Иран и Катар, есть резко изменившаяся ситуация в Сирии, есть Курдистан. Кто кого переиграет – будем выяснять в ближайшие полгода.

  2. Новые контракты Роснефти с китайскими компаниями

    Прежде всего речь идет о частной компании CEFC, купившей 14,16% акций компании Роснефть. Российская компания представила новую структуру акционеров в лицах, привезя всех ключевых руководителей новых партнеров на Евразийский саммит в Верону. Заодно было заявлено, что Роснефть подписала новый контракт на поставку нефти. Ясно, что Китай становится стратегическим партнером Роснефти, что и не удивительно. Просто теперь это партнерство развивается очень активно. И речь идет не только о росте поставок нефти в Китай. Самое главное, что КНР заходит в российскую собственность и становится акционером проектов компании, включая и саму Роснефть. И Сечин в этом плане выступает в роли своеобразного «окна», через которое китайцы попадают в российский нефтегаз. Да и не только в этот сегмент рынка. Было объявлено, что CEFC и Роснефть создают совместный инвестиционный фонд. Так что здесь тандем Сечина и китайцев является стратегическим. CEFC как партнер очень любопытен, потому что возглавляет компанию непонятный бизнесмен с мутным происхождением, судя по всему, это такой проект вывода денег партийной элитой в независимый бизнес. Интересно, что именно этот человек сейчас представляет интересы китайцев в России, хотя список китайских партнеров Сечина, конечно, компанией CEFC не ограничивается.

  3. Заявление Китая о готовности покупать акции компании Транснефть

    Вот это как раз яркий пример реализации на практике партнерства китайцев и Сечина. Китайцы заявили, что готовы на 300 млн долларов купить акций Транснефти. Известно, что компания продает только привилегированные, неголосующие акции, но уже возникла идея конвертировать привилегированные акции в голосующие. И дальше начнется приватизация Транснефти, и не исключено, что через эту приватизацию опять поднимут вопрос о возможном вхождении компании Транснефть в компанию Роснефть. По крайней мере, игра здесь точно совершенно будет.

  4. Обращение ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» в правительство с просьбой о предоставлении им налоговых льгот по обводненным месторождениям

    Это письмо является реакцией на сенсационное решение Минфина дать Роснефти колоссальную налоговую льготу по НДПИ по Самотлорскому месторождению. Компании говорят, что у них тоже есть обводненные месторождения, что они не хуже Роснефти и не понятно, почему, собственно, Роснефти такие гигантские налоговые льготы даются, а другим нет. И это закономерный вопрос. Минфин ведь сперва говорил, что нужно все льготы ликвидировать и перейти на новую систему налогообложения. Нет сомнения, что льготы являются неправильной и порочной практикой. Однако потом Минфин выдал колоссальную льготу на 35 млрд рублей одной компании, а остальным как-то очень невнятно пытается объяснить, почему им неположено. Непонятно, каковы же критерии предоставления льгот? Сперва говорили, что Роснефть обещает увеличить добычу, но другие компании тоже обещают увеличить добычу. Потом стали говорить, что Роснефть является государственной компанией. Хотя когда Роснефть покупала Башнефть, говорили что она негосударственная компания, потому что формально принадлежит Роснефтегазу, который не платит дивидендов. То есть все разъяснения очень невнятные. Российская налоговая политика слишком адресная, непрозрачная и непредсказуемая.

  5. Идея перехода от сетевого к линейному тарифу по ВСТО

    Сейчас компании платят по одинаковому тарифу, будь то доставка, скажем, до границы Китая на погранпереходе Мохе или доставка в порт Козьмино. Понятно, что до китайской границы расстояние гораздо меньше, чем до порта Козьмино, но в этом и была идея –сделать доставку до порта Козьмино такой же по цене, как до границы Китая, потому что из Козьмино можно отгружать нефть другим странам – Японии и Корее, и для компаний, естественно, был стимул диверсифицировать поставки, а страна тем самым снижала свои страновые риски. А если перейти на линейные тарифы, очевидно, что доставка в порт Козьмино резко подорожает, у компаний не останется стимулов возить туда нефть. В результате наши поставки в Японию и Корею могут сократиться в пользу поставок в Китай. Китай может потребовать снижения стоимости, потому что получается, что доставка будет дешевле для Роснефти в погранпереход Мохе, например. То есть опять же выигрывает Роснефть и Китай, проигрывают Транснефть, Япония и Корея и компании, которые в Козьмино доставляют нефть. Есть ли в этом геополитический смысл? Вопрос остается открытым.

  6. Заявление ФАС о готовности выделить в компании Газпром монопольные сегменты

    Это давняя идея. Речь идет о том, чтобы в компании Газпром показать монопольные сегменты и конкурентные сегменты и соответственно попытаться реструктуризировать Газпром на монопольный и конкурентный сегмент. Это старая европейская идея, что добыча является конкурентным сегментом, а транспортировка – монопольным. То есть в добыче нужна конкуренция, а в транспортировке можно оставить монополию. Идея заключается в том, чтобы Газпром ужать до трубы, оставить ее монопольной, а в добыче начинать конкуренцию. Хотя совершенно непонятно, зачем в добыче нужна конкуренция: во-первых, она там уже есть, независимые компании отгрызают себе долю на рынке уверенными темпами, без всякой реструктуризации Газпрома. Это мы видим сейчас и на примере Роснефти. И не ясно, какая цель этой конкуренции на самом деле. Видимо, реформа ради реформы. Что лежит в основе ее? Снижение цены для конечных потребителей? На самом деле, ни одна из независимых компаний не предлагает снизить цены и исходит из своих интересов, а вовсе не из интересов потребителей.

  7. Обсуждение возможностей поглощения компании ЛУКОЙЛ

    Тут и Сечин заявил, что Роснефть не хочет поглощать ЛУКОЙЛ, и Алекперов в интервью сказал, что ЛУКОЙЛ можно только купить и тем самым поглотить, но он в этом сомневается. Глава ЛУКОЙЛА выразил также сомнение, что правительству это нужно. Поскольку Сечин продолжает свою агрессивную политику, естественно, вопрос о возможной следующей жертве неизбежно возникает. И когда Сечин говорит: «Я не хочу поглощать компанию ЛУКОЙЛ», все начинают думать, что он, конечно, этого хочет, потому что таков закон жанра. Но на самом деле поглотить ЛУКОЙЛ будет не так просто. Во-первых, потому что ЛУКОЙЛ этого не хочет. Во-вторых, это серьезная компания и будет обороняться отчаянно. По крайней мере, пока фокус с Транснефтью не удался, но Игорь Иванович сдастся. Его стиль – это постоянная экспансия и усиление давления. Другое дело, что слишком на многие компании он распространил свою агрессивную политику: тут и атака на Газпром, тут и атака на ЛУКОЙЛ, и конечно, число раздраженных будет расти и расти, и сила сопротивления, по закону физики, может равняться силе давления.

  8. Энергетическая неделя в Москве и Газовый форум в Санкт-Петербурге

    На самом деле, всё это произошло без особо ярких заявлений. Однако важно отметить, что крупнейшая экономическая отрасль страны никак не может получить какое-то флагманское событие, чтоб все понимали: вот это – главное событие в отрасли. У нас в феврале был нефтегазовый форум, который претендовал на роль основного, потом вдруг решили это сделать в октябре. Да, был Путин и несколько крупных фигур, но в целом была заметна хаотичная организация, сопровождавшаяся техническими неурядицами, полупустой зал на выступлении Путина. Важно и то, что Газпром не отказался проводить в Питере свой Газовый форум. Организаторы, конечно, хитро назвали это Нефтегазовой неделей, которая проходит в двух столицах, но было ясно, что это два отдельных мероприятия. Поэтому вопрос о том, будет ли у отрасли центральное, ключевое мероприятие, остался открытым.

  9. Заявление о расширении проекта «Ямал СПГ»

    Собственно, сохраняется вопрос о сроках запуска этого проекта. Пока НОВАТЭК не может назвать дату официального старта, но, тем не менее, продолжаются разговоры, что проект почти закончен, он может расширяться. И параллельно начинается агрессивная рекламная кампания «Арктик СПГ-2». Но получит ли этот проект такую же поддержку государства, как «Ямал СПГ»? Будут ли такие же льготы? Без этого, без инвестиций в инфраструктуру, в ледокольный флот этот проект смысла не имеет. Но есть ли у государства средства на все проекты?

  10. Утверждение Советом ЕС новых мер по обеспечению бесперебойных поставок на свою территорию

    Это очередной набор известных тезисов: нужна диверсификация, нужны новые поставщики. В реальности мы видим, что, чем чаще Европейский союз говорит про диверсификацию, тем выше доля Газпрома на европейском рынке, тем больше объем поставок. 2017 год снова будет рекордным, газ в Европе достаточно дешев, потребление его устойчиво растет три года. И в этой ситуации никаких альтернатив, позволяющих получать более дешевый газ, попросту нет. Европейский союз, конечно, продолжает свою демагогию, но на практике всё выглядит иначе, к счастью, для нас.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики