Главная > Актуальные комментарии > Политика > Главное для РФ и ЕС — не рассориться в Хабаровске окончательно

Главное для РФ и ЕС — не рассориться в Хабаровске окончательно

Саммит Россия-ЕС, который начался в Хабаровске, безусловно, является значимым событием как для России, так и для Европы. Несмотря на все противоречия, как в области внешней политики, так и в энергетической сфере, обе стороны, несомненно, нужны друг другу. Что касается энергетической темы, то я не ожидаю в этом вопросе больших прорывов. Хотя на самом деле хотелось бы. Потому что совершенно очевидно, что в ЕС добыча газа падает. А значит, без поставок из России ей не удастся сохранить устойчивое положение на мировой конкурентной арене. Впрочем, это касается не только поставок энергоносителей, но и углубленного сотрудничества с Россией на всех уровнях — начиная от добычи углеводородов и заканчивая их дистрибуцией конечному потребителю.

Что касается российских интересов, то очевидно, что Европа является нашим ключевым партнером. Мы не можем быстро перебросить свои энергетические ресурсы на другие рынки. Это потребует многих лет. Вспомним, что некоторые трубопроводы строятся по десять лет. Что же касается организации поставок в Китай, то они требуют очень больших расходов. Кроме того, возникает риск привязки к новому «другу» (который придет на смену старому «другу»).

В отношении политических вопросов, я думаю, что саммит подтвердит продолжающееся соперничество между Россией и Европой на постсоветском пространстве. РФ будет пытаться ограничить европейскую экспансию, которая реализуется посредством таких проектов, как «Восточное партнерство», и всевозможных т. н. «диалогов». А Европа, соответственно, будет продавливать свой подход. Нам главное сейчас — не перессориться окончательно. Все-таки российско-европейские отношения — это совсем не то же самое, что отношения между РФ и Мозамбиком. Я даже не исключаю, что по итогам саммита не будет принято никаких конкретных решений. Но общая атмосфера будет такова, что партнеры согласятся работать в направлении перезагрузки отношений.

Примечательно, что в преддверии саммита Россия-ЕС председатель российского правительства совершил небольшое турне по странам Азии, посетив Японию и Монголию. Конечно, Владимир Путин откровенно раздражен тем, что европейцы рисуют из России образ врага, такого страшного медведя, который пытается задушить Европу в своих «энергетических объятьях». В этом смысле поездка Путина в Монголию и Японию — это своего рода демонстрация того, что Европа не является единственным возможным партнером России и что мы можем перебросить наши активы на другое направление.

Другое дело, надо понимать, что в российской политике нет ничего окончательного. Демонстративные указания Европе со стороны Путина не надо воспринимать как шаг к полному разрыву отношений. Это скорее демонстрация того, что на нас надо не давить, а, наоборот, сотрудничать с нами. Поэтому поездку Владимира Путина надо рассматривать как символический жест.

Другой вопрос, который будет обсуждаться на саммите,— это новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. И Россия, и Европа сходятся в том, что принимать этот документ необходимо, но видят его по-разному. Европейский союз видит СПС-2 в формате большого документа, в который будут включены все возможные направления нашего сотрудничества. Российское же руководство считает, что это должен быть маленький идеологический текст, к которому дополнительно будут приниматься соглашения по секторальному партнерству. Это объясняется таким образом. Если у нас блокируется один сектор сотрудничества (например, в сфере наблюдения за развитием демократии через механизмы ОБСЕ или Совета Европы), это не должно блокировать соглашения в других сферах. Например, продвижение по части партнерства в визовом режиме (в сторону отмены виз, что нас особенно интересует), энергетический диалог или борьба с терроризмом. Европейцы пытаются оказывать на нас давление по этому вопросу. Поэтому окончательное решение на саммите в Хабаровске вряд ли будет принято. Скорее всего, оно будет перенесено на более поздний срок.

Что касается принципиальных моментов, то нам не нужно бояться каких-то изменений, которые происходят в наших отношениях с Европой. ЕС пытается предлагать нам новые варианты энергетического сотрудничества, например, через т. н. «третий пакет» или через изменение Энергетической хартии. Нам нужно не отвергать их сразу, а предлагать какие-то конструктивные решения. Пока же наши встречные предложения не вполне концептуальны. Половина текстов там просто скопирована из таможенной статистики. Нужно что-то более хитрое.

Современный мир сложно устроен. И Россия — это не самодостаточное государство, так что партнеров нам так или иначе придется искать. А вот в какой форме будет осуществляться это партнерство, это вопрос. Если предлагается поменять Европу в качестве партнера на Китай, то надо понимать, какое потрясение это вызовет для экспортоориентированных отраслей. Еще раз повторю, в этом вопросе нужно действовать очень аккуратно.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Источник: Km.ru, 22.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики