Главная > Актуальные комментарии > Политика > «Электоральное счастье» ЛДПР. Сергей Фургал побеждает на выборах губернатора Хабаровского края

«Электоральное счастье» ЛДПР. Сергей Фургал побеждает на выборах губернатора Хабаровского края

Он набрал около 70%. Единоросс и действующий глава региона Вячеслав Шпорт не смог преодолеть 30-процентный барьер. Но были ли либерал-демократы готовы к такому повороту? Или протестная волна сама вынесла оппозиционного кандидата наверх?

Во втором туре губернаторских выборов в Хабаровском крае с огромным перевесом побеждает кандидат от ЛДПР. Посчитано уже почти 100% голосов. Сергей Фургал набрал около 70%. Действующий губернатор Вячеслав Шпорт не смог преодолеть 30-процентный барьер. 

При этом Центризбирком не видит причин для отмены результатов выборов в Хабаровском крае — это официальное заявление секретаря ЦИК Майи Гришиной. Итоги голосования в этом регионе Business FM обсудила с политологом Константином Симоновым:

Ожидали победы Фургала?
 
Константин Симонов: Ну, конечно, не совсем, но на самом деле что-то подобное, наверное, можно было предположить, особенно после итогов выборов в Приморье. Там тоже эксперты-регионалисты все говорили, что Приморье — самый простой случай, там все ясно, все однозначно, и вот таким конфузом все закончилось. Поэтому, исходя из приморского казуса, можно было предположить, что и в Хабаровском крае определенные эксцессы будут — по принципу «а что, можно было?». Таким образом, мы понимаем, что здесь эта возможность протестного голосования стала осознаваться электоратом. Мы видим это и по результатам явки. То есть раньше вот эта идея — какой смысл голосовать за оппозицию, все равно там все посчитают, как надо, лучше на участки не ходить, — сменилась пониманием того, что здесь, оказывается, вот это все возможно, надо только прийти на выборы и проголосовать за другого кандидата.
 
А как вам кажется, ожидал ли сам Фургал, который еще неделю назад был готов работать вместе со Шпортом засучив рукава, он сам-то хотел этой победы?
 
Константин Симонов: Абсолютно закономерный вопрос, потому что полное ощущение складывается, что ни ЛДПР, ни КПРФ абсолютно не готовы к тому, чтобы брать власть хотя бы даже в регионах. То есть электоральное счастье само сыплется к ним в руки, но они совершенно четко выдерживают роль оппозиции его величества, и как будто от этой темы сами отбиваются. То есть в этом плане протестная волна сама выносит кандидатов от так называемых оппозиционных партий наверх, хотя сами они этого совершенно не хотят, и во многом даже, я думаю, что для них это, безусловно, неожиданный результат, это видно и по кампании. Будет еще, конечно, совсем смешно, если и во Владимире победит кандидат от ЛДПР, который просто там был, как известно, такой картонной дурилкой, которую выставили сознательно, чтобы создать иллюзию оппонирования губернатору, который понимал о проблеме с местными элитами. Если и там просто человек, которого откровенно заставили участвовать в этой кампании, победит, ну, это будет совсем анекдот.
 
Это еще увидим. Все-таки насчет Хабаровска, повлияет ли как-то победа Фургала на сложившийся в регионе статус-кво? Все же крупные компании, наверное, чего-то ждут?
 
Константин Симонов: На самом деле, я думаю, что крупные компании рассчитывают на то, что новый губернатор все прекрасно понимает и уж точно воевать с ними не будет. Поэтому здесь, я думаю, они рассчитывают на нормальный диалог. Конечно, губернатор какие-то свои интересы будет выстраивать, но вряд ли он начнет ломать всю систему отношений, потому что очень быстро он может получить внутреннее сопротивление и до конца своего срока не доработать.
 
На прошлой неделе в эфире Business FM Владимир Жириновский обещал арестовать действующего губернатора Хабаровского края в случае победы своего кандидата. Связаться с Владимиром Вольфовичем нам пока не удалось, но как вам кажется, что-то в этом направлении будет делаться, какова вообще теперь судьба Шпорта? Была ли у него федеральная поддержка и будет ли он наказан за то, что потерял регион?
 
Константин Симонов: Ну, заявления Владимира Вольфовича — они все смешные. Сам услышал его сегодня в эфире вашей радиостанции, где он кричал, что победить Фургал просто никогда не может, потому что там все куплено, схвачено, о чем вы говорите. Кстати, вы задавали закономерный вопрос: собирается ли он опротестовывать результаты голосования, если Фургал победит? Так что все это, очевидно, игра на публику.
 
Все же, судьба Шпорта. Что теперь с ним-то будет?
 
Константин Симонов: Да кому интересен сейчас Шпорт? Отправят его куда-нибудь, я не знаю, в какую-нибудь госкомпанию замначальника 8-го отдела. Естественно, он выборы провалил, хотя очевидно совершенно, что точно так же выборы проваливают и все его коллеги так называемые. И вся эта история по востребованным населением технократам является полной чепухой.
 
В целом, выборы в Хабаровском крае усилили позиции Памфиловой?
 
Константин Симонов: Да, безусловно. Как раз мне кажется, что Памфилова является одним из главных бенефициаров истории с Приморьем и с Хакасией. Почему? Потому что многие, конечно, ожидали совершенно другого поведения главы ЦИК, а здесь пока Памфилова выдерживает контраст с Чуровым и определенные дивиденды конечно получает. Другое дело, что сейчас Памфилову наверняка будут подозревать в том, что репутацию, которую сейчас она завоевывает, она вполне может использовать для каких-то лихих действий на федеральных выборах. Потому что все эти региональные выборы, все мы прекрасно понимаем, это мелочь по сравнению с приближающейся федеральной компанией. А выборы в Думу уже не за горами.

Примут ли Фургала местные элиты, сможет ли он стать по-настоящему независимой фигурой на новом посту и как будут реагировать на эту неожиданную для многих победу представители крупного бизнеса в регионе? Эти вопросы Business FM задала президенту фонда «Петербургская политика» Михаилу Виноградову: 

— Они, наверное, менее капризны, чем в Приморском крае, менее субъектны. Конечно, там элиты достаточно сильны, но Фургал тоже не совсем чужой им человек, поэтому запрос будущей конструкции, состав будущей администрации, представительства в них разных элитных кланов и групп, по крайней мере, эта фигура более сильная, чем Коновалов в Хакасии и Ильченко в Приморье.

— А вы думаете, из местных элит на Фургала кто-то ставил?

— Мне кажется, во втором туре уже да, когда запахло жареным и когда так или иначе от спорта тоже многие устали, это было заметно. Поэтому на финише, думаю, да. На старте, наверное, нет, потому что казался проект такой декоративный.

— Как вам кажется, Фургал в итоге сможет стать самостоятельным игроком, реальным губернатором?

— Ну, он, наверное, не решил пока, претендовать на это или нет, но, по крайней мере, первые шаги, которые были предприняты после первого тура, оказались более чем удачными, потому что результат, конечно, триумфальный.

— Если говорить о бизнесе, как крупные компании отреагируют на приход Фургала и что они от него ждут? «Роснефть», прочие крупные игроки, как они будут выстраивать взаимоотношения?

— Я думаю, что мегаигроки, типа «Роснефти», военных предприятий, они, наверное, пока считают, что не очень их коснется, потому что все вопросы они решают в Москве. Поэтому история будет чувствительна, наверное, для местных бизнесов, для отраслей транспорта, логистики. А все-таки мегаигроки давно уже всерьез в региональную политику не играют. Сколько бы про «Роснефть» ни говорили, что они в Хакасии как-то играли на стороне Зимина, мы видели, чем это кончилось. Поэтому я думаю, что крупный бизнес пока будет смотреть, не получилось бы еще такого нарастания неопределенности и хаоса в регионе, но нефтеперерабатывающий завод свой никуда не перевезешь.

— Но, в целом-то, статус-кво это нарушит или нет?

— Конечно статус-кво это нарушает, это нормально. Дальше вопрос, как себя будет вести Фургал, чего от него ждут элиты — передела или стабильности? Поэтому чувствительный для регионов именно статус-кво, но для крупнейших бизнес-игроков он может оказаться не самым чувствительным, как не самой чувствительной была смена губернатора и приход коммуниста в Иркутской области.

— Ну, а что же теперь со Шпортом? Его накажут за потерю региона?

— Мне кажется, можно эту фамилию забыть.

— Может быть ему что-то другое предложат?

— Ну, не знаю, послом в Тунис. 

При этом первые ехit pоll давали победу Вячеславу Шпорту. Точно так же опросы показывали уверенную победу единоросса Андрея Тарасенко в Приморье. В итоге ехit pоll в обоих случаях не дали объективной картины. 

Источник: BFM.RU, 24.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики