Главная > Актуальные комментарии > Политика > В ожидании фаворита

В ожидании фаворита

Москва старается открыто не вмешиваться в ход предвыборной кампании на Украине, но уже готовит пакет предложений для будущего украинского президента.

Предвыборная кампания на Украине идет полным ходом: выборы должны состояться в январе, но на этот раз Россия, похоже, решила занять позицию "над схваткой" или, по крайней мере, сделать вид. На сегодня у Москвы "нет кандидата, который мог бы перевести отношения двух стран на новый уровень", - говорит президент Института Украины, политолог Евгений Минченко. В этой ситуации возможны два варианта поведения: дожидаться следующих выборов в 2015 году (авось к тому времени на Украине появится новый Богдан Хмельницкий) или действовать уже сейчас, исходя из имеющихся - не самых благоприятных для Москвы - реалий. Ждать - проигрышная тактика. Ведь необходимо обеспечивать нор-мальный газовый транзит, и поэтому Москве "свой" человек в Киеве желателен уже в 2010 году. Хотя бы для того, чтобы отношения не становились еще хуже. При президенте Викторе Ющенко страны едва не дошли до разрыва дипотношений, ведь российский посол Михаил Зурабов так до Киева и не доехал.

Чтобы не наступать на те же грабли, Москва решила изменить тактику. Как известно, на выборах 2004 года российским протеже был Виктор Яну-кович. План состоял в том, чтобы привести к власти в Киеве дружественного (как тогда казалось) кандидата. В те дни в столице Украины высаживались "десанты" из депутатов Госдумы и политтехнологов разного калибра. Хотя и тогда еще в Кремле были люди, которые предупреждали: Янукович - слишком слабый кандидат. Слабый не в электоральном, а в политическом смысле: "Такой сдаст, если будет трудно". Что и произошло: выборы закончились "оранжевой революцией", в ходе которой победивший во втором туре Янукович позволил своим противникам провести не предусмотренный Конституцией третий тур. "Слабых, как известно, бьют: Янукович проиграл, а вместе с тем проиграла и Россия, и Владимир Путин, успевший к тому времени поздравить лидера Партии регионов с победой", - сетует бывший чиновник администрации президента России. Однако даже после этого в Москве к Януковичу относились как к своему: звали гостем в президиум на съезды "Единой России". Это продолжалось до тех пор, пока в 2006 году Партия регионов не вернулась во власть, победив на парламентских выборах. Янукович сформировал правительство, но, получив реальную власть, выполнять данные Кремлю обещания явно не спешил. "За два года - ни-че-го! - вспоминает чиновник. - Теперь такой ошибки в Кремле постараются не повторять".

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Смысл новой тактики, которой придерживается Кремль, состоит в том, чтобы в публичном пространстве ни один из кандидатов не ассоциировался с Москвой. Сохраняя дистанцию от всех кандидатов, Москва рассчитывает на то, что затем получит возможность предложить программу сотрудничества новому президенту Украины. Именно поэтому Россия "выдерживает паузу, оставаясь в контакте практически со всеми кандидатами", полагает Евгений Минченко. 

Кто может стать "ситуационным" партнером России? Ответ предельно прост: все, кроме Виктора Ющенко, который Москву категорически не устраивает. Но Ющенко, судя по замерам социологов, не устраивает и Украину. Поговаривают, что союзники Ющенко в США надеются лишь на то, что он получит такой процент голосов, который позволит ему выжить как политику. Не более того. 

Что же касается других кандидатов, то уже сейчас очевидно - реальные шансы на победу имеют лишь Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, с ними Москве и предстоит искать общий язык.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВИТИ И ЮЛИ
 

По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, уже сейчас идет подготовка "повестки дня", которую Москва собирается обсуждать с будущим президентом Украины. У Москвы вполне конкретные экономические требования: создание газотранспортного консорциума, расширение влияния "Газпрома" на внутреннем украинском рынке (и выдавливание из этой схемы "Нафтогаза"), приватизация и совместное использование ряда добывающих и перерабатывающих предприятий (например, Кременчугского и Николаевского заводов). Россия рассчитывает убедить Украину в том, что немалую выгоду обеим сторонам сулит совместная деятельность в авиа- и ракетостроении с выходом на рынки стран третьего мира, а также сотрудничество в атомной отрасли, в частности идея строительства завода по производству ядерного топлива на территории Украины.

Впрочем, помимо экономических предложений в "российском пакете" есть и политические. Россия по-прежнему ждет от соседа если не создания военного союза, то хотя бы нейтралитета, а также культурных преференций. Таких, как закрепление статуса русского языка (сделать его если не государственным, то региональным) и отказ от ущемления прав и административного давления на РПЦ. Отдельным пунктом, болезненным для Украины, остается крымский вопрос, сопряженный с подготовкой обновленного соглашения по Черноморскому флоту. Кроме того, остро стоят вопросы, обозначенные в известном письме Дмитрия Медведева, в частности героизации участников украинского националистического движения. "Избиратель в январе будущего года должен знать, как тот или иной кандидат намерен общаться с соседской страной", - поясняет смысл "вброса" в украинскую политическую кухню медведевского послания первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин. 

А Константин Симонов уверен: Россия участвует в соседских выборах не только декларациями, но и деньгами, оказывает некоторым кандидатам финансовую поддержку. Помимо этого украинскому избирателю, скорее всего, будут посланы определенные сигналы. Например, весьма вероятно, что в этом году Кремль откажется от традиционной "газовой войны" под Новый год и организует "успешные переговоры" по газу между Тимошенко и Путиным. Свои пиар-проекты наверняка приготовлены и для Януковича. 

Самое удобное время договариваться с фаворитами наступит между первым и вторым турами выборов. А в том, что второму туру - быть, в Москве не сомневаются. Равно как и в том, что в него выйдут Янукович и Тимошенко. Это самый удобный момент дать понять избирателю: Янукович (или Тимошенко) - это не Ющенко, с этим человеком мы сможем продуктивно договариваться и вести совместные экономические проекты, которые дадут Украине живые деньги и рабочие места. Будет ли такое послание Кремля аргументом для избирателей? Здесь все зависит от такта и чувства меры Москвы, уверены украинские политологи.

Впрочем, напоминает Константин Симонов, "в политической культуре Украины термина "надежный партнер" попросту не существует". И в первую очередь это относится к фаворитам избирательной кампании. Янукович уже показал себя, когда был премьером в 2006-2008 годах. Что же касается Тимошенко… "Юлия Тимошенко выглядит, безусловно, круче, чем Янукович, - иронизирует Константин Затулин. - Но не надо забывать, что Тимошенко - прагматик: сегодня она воюет с Ющенко, но сразу после того, как "проблема Ющенко" будет естественным образом решена на выборах, никто не гарантирует, что она не станет проводить ту же политику, что и он". 

Именно поэтому новая тактика Москвы - не делать ставку ни на кого заранее, а выстраивать отношения с победителем и лишь по мере его готовности идти на конструктивный контакт - вполне может себя оправдать. Если же и она себя не оправдает, останется ждать выборов какого-нибудь 2015 или даже 2020 года, как уже сейчас предлагают некоторые российские политологи. Хотя и они признаются: это будет не самый лучший вариант.

Авторы: Михаил Виноградов, Владимир Рудаков

Источник: Профиль, 12.10.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики