Главная > Актуальные комментарии > Политика > «Конфликт будет продолжаться». Как Россия отреагирует на американо-иранское обострение

«Конфликт будет продолжаться». Как Россия отреагирует на американо-иранское обострение

Ликвидация американскими вооруженными силами иранского генерала Касема Сулеймани стала поводом для возрастания напряженности в ближневосточном регионе. Похороны одного из самых именитых военачальников Исламской республики обернулись давкой внутри страны и ракетными обстрелами американских баз вне ее. В ответ на это президент США не стал развязывать полномасштабный конфликт, а ограничился лишь «стандартными» громкими заявлениями. Изменяющиеся обстоятельства ставят построившую конструктивные взаимоотношения со всеми странами региона Россию в тяжелое положение. В ближайшем будущем Москве будет все труднее сохранять равноудаленность от разных сторон кризиса вокруг Ирана и его ядерной программы. О том, как может измениться российская внешняя политика на ближневосточном направлении – в материале «ФедералПресс».

«Иран – главный спонсор терроризма»

8 января американский президент Дональд Трамп объявил: войны не будет. В ответ на обстрел иранцами двух военных баз США на севере Ирака американский лидер лишь привычно обвинил Исламскую республику в спонсировании терроризма, а самого погибшего в начале года в результате спецоперации американских сил руководителя иранского спецподразделения «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани назвал «главным террористом». По словам хозяина Белого дома, Сулеймани «ответственен за некоторые из худших злодеяний» и «наносил террористические удары по гражданским целям».

Противостояние рискует стать затяжной серией взаимных ударов по иранским и американским союзникам в ближневосточном регионе. Плакавший на похоронах самого известного генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) верховный лидер Ирана Али Хаменеи называл погибшего Сулеймани «живым мучеником» и, как представляется, количество «мучеников» будет только расти. Только на похоронах известного военачальника было задавлено более 50 (!) человек. Вечером 9 января стало известно, что Иран планирует нанести новые удары по американским объектам в регионе.

По словам политолога Мирильяса Агаева, «очередная волна эскалации конфликта между США и Ираном может стать фактором, который изменит ситуацию на Ближнем Востоке». «Опасность этого проявляется в возможности активизации ситуации во многих проблемных точках региона: Сирии, Ираке, Палестине, Йемене, Ливане», – отмечает эксперт.

США остались в одиночестве

Международная реакция на новый виток американо-иранской эскалации оказалась весьма неоднозначной. С одной стороны, Иран уже давно находится под санкциями, и его стремление завладеть ядерным оружием никогда не вызывало энтузиазма у мирового сообщества. С другой стороны, убийство американцами Сулеймани поставило и без того кризисный ближневосточный регион и вовсе перед фактом новой войны. Кроме того, в результате последних действий Иран снял ограничения на развитие своей ядерной программы, что стало еще одним шагом в сторону разрушения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), заключенного в июле 2015 года между Исламской республикой и «шестеркой» международных посредников.

Политолог и директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов считает, что за последнее время Дональд Трамп стал единственным американским президентом, которому грозит импичмент, в том числе из-за нежелания начинать войну. «Трамп полностью ломает государственную логику США. Причины того, что столь тщательно происходило обсуждение в стенах администрации американского президента по вопросу ответа на иранский удар или нет, связаны, скорее всего, с тем, что американские элиты не ожидали, что в такой ситуации останутся без поддержки союзников. [Президент Турции Реджеп] Эрдоган очень жестко выступил. Он заявил, что военная база Инджирлик не будет использоваться для бомбардировок Ирана. Очень неожиданно повели себя Канада и Хорватия, которые начали выводить войска из Ирака. И даже сам Ирак, который находится в сильной зависимости от США, дал сигнал, что не готов поддерживать давление на Иран», – поделился своим мнением эксперт.

Окно возможностей для России

Россия давно вернулась на Ближний Восток, сначала всецело вернув себе роль ко-спонсора в палестино-израильском мирном процессе, а затем став участником сирийского урегулирования. «Коллегой» РФ по улаживанию конфликта в Сирийской Арабской республике является и Иран: обе страны участвуют в астанинском процессе.

Вместе с тем присутствие иранских вооруженных сил в Сирии (которыми, к слову, командовал убитый генерал Сулеймани) заметно осложняет российско-израильские взаимоотношения. В том случае, если Иран начнет наносить удары не только по американским военным объектам, но и по союзникам, кандидат номер один «на поражение» – это еврейское государство. Неслучайно министр обороны Израиля Нафтали Беннет уже провелсовещание по вопросам укрепления обороноспособности страны.

Эксперты отмечают, что в случае иранских ударов по израильским объектам Россия, скорее всего, займет выжидательную позицию – так же, как она это сделала и в случае с разрастанием американо-иранского кризиса, ограничившись дипломатическими заявлениями. Позиция России – не вмешиваться в ирано-израильское противостояние. Только этим можно объяснить продолжение израильских бомбежек по иранским военным объектам в Сирии, несмотря на наличие у этой арабской страны ракетных комплексов С-300.

Вместе с тем политолог Мирильяс Агаев считает, что основными партнерами России в регионе являются Иран и Турция. По его мнению, «возрастающая вовлечённость Анкары и Тегерана во внешнеполитические процессы на Ближнем Востоке во многих случаях не вписывается в интересы России». «Но Москва стала стороной, которая стремится приводить интересы различных игроков к общему знаменателю. Поэтому опасность разрастания американо-иранского противостояния состоит не в возможности развязывания новой войны, а в углублении противоречий, лежащих в основе конфликта. В таких условиях для России это представляется как угроза, так как ставит под сомнение безопасность Ирана. Но в то же время у Москвы может появиться новая возможность для утверждения в качестве посредника в ближневосточных конфликтах», – отмечает эксперт.

Похожего мнения придерживается и политолог Дмитрий Фетисов. «Путин показал, что Россия имеет огромное влияние на Ближнем Востоке. Она не заинтересована в каких-то новых войнах в регионе. Думаю, что Путин будет продолжать следовать этой тактике», – говорит Фетисов.

Кроме того, эксперт заявил, что в новых условиях у России появляется окно возможностей, которое заключается в том, чтобы продемонстрировать в очередной раз мировому сообществу, что позиции РФ заточены на поиск компромиссов и диалога.

Выгодная напряженность

Эскалация напряженности вокруг Ирана стала причиной роста нефтяных котировок. По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ и аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, рынок отреагировал классическим образом, и в случае полномасштабной войны «Иран может нанести удар по поставкам нефти на мировой рынок двумя способами». «Во-первых, Тегеран всегда угрожал тем, что в случае агрессии против него, он перекроет Ормузский пролив, через который проходит 30% всей морской торговли нефтью в мире. Во-вторых, Иран может нанести удары по нефтедобывающим объектам в Саудовской Аравии или в ОАЭ, что также сократит поставки сырья на мировой рынок», – поясняет Юшков.

Тем не менее, ралли оказалось недолгим, уже вскоре цены скорректировались до прежнего уровня.«В настоящее время Трамп заявил о продолжении санкционного давления на Иран, что сокращает шансы на развязывание полномасштабной войны США и Ирана. Из-за этого цены на нефть начали снижаться. России выгодна подобная напряженность, прежде всего за счет роста цен на нефть – наш бюджет получает дополнительные доходы, – поясняет эксперт. – При этом не стоит забывать, что Иран и другие страны Персидского залива являются конкурентами России на мировом рынке энергоресурсов. Если они сократят экспорт, то нам это будет выгодно».

Автор: Роман Колесников

Источник: ФедералПресс, 09.01.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики