Главная > Актуальные комментарии > Политика > Конъюнктура: Голос Янцзы все слышнее

Конъюнктура: Голос Янцзы все слышнее

В августе одним из самых любопытных событий должен стать саммит ШОС. Организации, которой было выдано большое количество авансов и с которой связано большое количество надежд. Считалось, что ШОС должна показать эффективную модель участия России в региональной межгосударственной организации. Не видя жизни в СНГ, эксперты и политики хотели увидеть ее в ШОС.

ШОС, понятное дело, не СНГ. Потому что там есть Китай. И если Китай отчетливо представляет, зачем ему ШОС, то у России такого понимания, похоже, нет. Китай рассматривает ШОС как инструмент своей экспансии в Центральную Азию. Россия же никак не может понять — нужно ли ей бороться с Китаем в регионе или, наоборот, пытаться объединить усилия. Скажем, есть идея создать в рамках ШОС энергетический клуб. А как его сделать, если мы — экспортеры энергоресурсов, Китай — его импортер и при этом обе страны хотят закупать углеводороды у стран Центральной Азии, пусть и с разными целями?

Вопрос об отношениях с Китаем на фоне скандалов на западном фронте несколько отошел на второй план. А тема становится все более актуальной. Долгое время считалось чуть ли не моветоном говорить о китайской экспансии, демографической и экономической. Тема относилась к уделу квасных патриотов, спекулирующих на «Желтой Руси».

Схожа была картина и на Западе. Те, кто рассуждал о возможной войне США и Китая, считались полумаргиналами и алармистами. А теперь книг на тему потенциального военного конфликта становится все больше и больше. И скоро она станет одним из мейнстримов для западных интеллектуалов. В западных СМИ началась активнейшая антикитайская кампания. Тут и тема прав человека, и угроза бойкота пекинской Олимпиады, и, самое главное, мощная атака на китайские товары. У нее два акцента. Первый — Запад слишком уж зависит от товарного импорта из Китая, и это создает политическую угрозу. Второй — китайские товары низкого качества, а это создает угрозу жизни их потребителям.

Китай становится чересчур агрессивным. Его экспансия в Юго-Восточной Азии растет стремительными темпами. В ряде стран китайцы чувствуют себя очень комфортно, если не сказать больше. Мне, например, недавно довелось наблюдать роскошные дома китайских бизнесменов в той части Бирмы, где пролегает линия транзита товаров из Китая и в Китай (включая и часть наркотрафика из «золотого треугольника»).

Китай выходит за пределы региональной державы, стремясь решить проблемы своей энергетической безопасности. Поднебесная задумывается о расширении Панамского канала, активизировалась в Африке (Судан, например, не очень интересовал Запад, пока Китай не стал там активно добывать нефть — тут-то и вспомнили о Дарфуре), пытается создать альтернативный Малаккскому проливу экспортный путь для углеводородов с Ближнего Востока. Например, обсуждается нефтяной коридор через пакистанские порты, который бы связал Персидский залив с Китаем.

Запад свое отношение к Китаю выражает все более ясно. А для России это все еще вопрос на засыпку. Мы проводим с Китаем военные учения, строим нефтепровод, говорим о партнерстве в рамках ШОС. При обилии публикаций на тему Китая мы так и не дали ответ на вопрос, чем же является для нас Китай и как нужно выстраивать с ним отношения.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: " Ведомости", 14.08.2007



Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики