Главная > Актуальные комментарии > Политика > Ручной режим пожаротушения

Ручной режим пожаротушения

Система исполнительной власти в России дала очередной сбой. На этот раз – в сфере управления лесной отраслью страны. Природные пожары, охватившие несколько регионов, стали следствием, в том числе упущений Рослесхоза, усугубленных слабостью руководства со стороны Минсельхоза. Премьер Владимир Путин разрубил гордиев узел, подчинив Рослесхоз напрямую правительству. Эксперты считают, что логично ждать смены руководства ведомства, корректировки лесного законодательства и существенного увеличения объемов финансирования.

Претензии к Федеральному агентству по лесному хозяйству (Рослесхозу) Владимир Путин высказал в Рязани, после того как посетил несколько сел, пострадавших от огня. «К сожалению, много вопросов, находящихся на стыке различных ведомств, не урегулируются должным образом и не дают возможности эффективно работать многочисленным службам, которые сегодня пребывают в лесу, по их сохранению и по предотвращению чрезвычайных ситуаций», – констатировал премьер. Он заявил, что считает целесообразным вывести Рослесхоз в прямое подчинение правительству, пообещав направить соответствующее предложение президенту Дмитрию Медведеву.

Эксперты не сомневаются, что свои намерения Путин реализует в кратчайшие сроки. К этому решению его подвигла катастрофическая ситуация с природными пожарами, сложившаяся в июле–августе в некоторых российских регионах. «Сложная погодная ситуация наложилась на период, когда наша лесная служба оказалась практически разрушенной, недееспособной, нефункциональной, она не могла осуществить те мероприятия, которые были необходимы, чтобы удержать ситуацию под контролем», – говорит глава Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Александр Исаев. По его словам, ликвидация лесной охраны началась в 2000 году. В конечном счете Рослесхоз был лишен самостоятельности и подчинен Минприроды, понеся при этом огромные кадровые потери. Например, из 80 тыс. лесников уволено более 60 тыс. Насколько быстро удастся восполнить эти потери с учетом восстановления самостоятельности Рослесхоза, Исаев не знает. «Важно, чтобы служба действительно была сформирована, чтобы она обладала всеми правами, чтобы эта правительственная инициатива не была реализована лишь наполовину», – считает он. А такой вариант Исаев не исключает. Поскольку, по его мнению, власти могут пытаться извлечь политическую выгоду даже из случившейся трагедии. Заявляя о восстановлении самостоятельности Рослесхоза, Путин, по сути дела, старается реабилитировать себя в глазах россиян за просчеты, допущенные при реформировании лесной отрасли.

Владимир Путин взял лес под личную охрану

Ликвидация 10 лет назад Рослесхоза и Госкомитета по охране окружающей среды оказалась огромной ошибкой, с которой началось десятилетие беспорядочных реформ в лесном секторе, приведшее в конце концов к нынешнему хаосу и грандиозной пожарной катастрофе, солидарен с коллегой директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин. «Сейчас Путин предлагает исправить свою же собственную ошибку десятилетней давности – восстановить единое и самостоятельное лесное ведомство, напрямую подчиняющееся правительству», – отметил он.

В свою очередь, руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко убежден, что главный сегодня вопрос – о законодательстве. При сохранении действующего Лесного кодекса организовать в лесах нашей страны полноценное лесное хозяйство невозможно. Не менее важный вопрос – о восстановлении лесной охраны и обеспечении ее необходимыми ресурсами из федерального бюджета. Штат гослесохраны должен включать не менее 20 тыс. человек, отметил Ярошенко. Бюджет этой структуры эксперт определяет в 20 млрд. руб. в год, а весь бюджет ведомства – от 40 до 50 млрд. руб. Другое обязательное условие эффективности Рослесхоза – подбор кадров. На должность главы агентства требуется «практик, не оторвавшийся от «земли».

По словам Ярошенко, вопрос о самостоятельности Рослесхоза обсуждался с апреля. Лесные пожары ускорили принятие Путиным решения.

В идеале ведомство должно обрести полномочия и статус, которыми располагает Роскомрыболовство. Судьба обоих ведомств схожа. Их ликвидировали, подчиняли, переподчиняли несчетное количество раз. «Это общий стиль руководства в нашей стране. Бесконечная административная возня», – грустно констатировал Ярошенко.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов убежден, что в данном случае очередной сбой дала трехзвенная система исполнительной власти – правительства, министерства, агентства и службы, созданная при «технических премьерах» Михаиле Фрадкове и Викторе Зубкове. Впрочем, эта система «искрила» изначально, причем на уровне правительство–министерства. Достаточно вспомнить противостояние Фрадкова и главы Минфина Алексея Кудрина. Путин, тогда президент, выступал в качестве третейского судьи, поддерживая то одну, то другую сторону. Сейчас он руководит правительством. Смешно предположить, чтобы вице-премьеры и министры посмели вдруг перечить ему или искать защиты в Кремле. Зато постоянно возникают конфликты между министрами и главами федеральных агентств и служб, в которых по старой памяти приходится разбираться премьеру, в характерной ему манере. Когда у кого-то что-то не получается, Путин стремится сделать все сам, уверенный, что любое дело ему по плечу.

Однако за частным случаем – выводом Рослесхоза из структуры Минсельхоза и переподчинения ведомства напрямую правительству – стоит глобальная проблема – несовершенство сложившейся структуры исполнительной власти в стране. «Трехзвенная система – это была красивая идея, но фактически она оказалась неуправляемой. Созданная вертикаль власти не работает», – считает Симонов. Что-то менять до 2012 года, конечно, не будут, но после президентских выборов такая вероятность весьма высока, полагает политолог.

Авторы: Игорь Наумов, Анастасия Башкатова

Источник: Независимая газета, 12.08.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики