Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель потек за бензином

Дизель потек за бензином

Минэнерго оценит возможность соглашения о ценах на АЗС

Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго оценить целесообразность заключения соглашения с нефтяниками по ценам на автотопливо. Вслед за бензином на заправках стало дорожать дизельное топливо. Рост в рознице пока незначительный (на 2,2% с начала года), но в опте за полтора месяца стоимость тонны дизеля увеличилась на 5%, в моменте поднявшись до исторического максимума 52,6 тыс. рублей.

Также ведомству поручено подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо в ближайшие две недели. Пока же принято решение об увеличении нормативов продаж на бирже дизтоплива и бензина от уровня производства на 1% - до 12% и 8,5% соответственно. При этом дефицита на рынке ни того ни другого не наблюдается. Подорожание связывают с ростом цен на нефтепродукты в Европе и сезонным увеличением спроса, который был усугублен карантинными запретами, ограничившими выезд за границу на популярные курорты, что подстегнуло развитие внутреннего автотуризма.

По мнению независимого эксперта Виктора Костюкова, также одной из причин роста цен на дизельное топливо является желание нефтяников "догнать" темпы роста до показателей бензина. Сейчас внутренний рынок остается премиальным для поставок топлива - благодаря демпферному механизму производитель получает от 4 до 6 тыс. рублей на тонну топлива, что существенно влияет и на цены на АЗС, добавил Костюков.

Для сдерживания роста цен у правительства также остается крайняя мера - запрет экспорта топлива. Пока обсуждался только запрет поставок бензина за границу, но теперь разговор может пойти и о дизеле. Бензина российские компании экспортируют не так много - около 10% от производства, а вот дизеля уходит на экспорт половина, причем большая часть в Европу. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, такое решение возможно, но фактически оно будет означать, что мы делаем шаг к госрегулированию цен на топливо. В результате может быть введен сезонный потолок цен или мораторий на их рост. Заключение соглашения с нефтяниками не решит проблему, хотя есть шанс, что за время его действия цены на нефть немного снизятся, компании получат выплаты по новому демпферу и рынок успокоится сам собой. Но никакой страховки от возобновления роста цен, соглашение не даст, считает эксперт.

"Минэнерго поручено до 1 июля подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо"

В 2018 году в период резкого подорожания автотоплива на АЗС с нефтяными компаниями уже было заключено соглашение о временной заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. А с начала 2019-го в России заработал демпфирующий механизм, компенсирующий часть потерь нефтеперерабатывающим заводам при поставках топлива на внутренний рынок при высоких экспортных ценах на бензин. С тех пор демпфер уже несколько раз корректировался.

"Сегодня, правительство может предложить по истечению срока соглашения, опять пересмотреть параметры демпфера в пользу нефтяных компаний, что позволит на время удержать цены от роста. Но через какое-то время механизм опять придется пересматривать", - говорит Симонов. С его точки зрения, можно прекратить пытаться противостоять рынку и отпустить цены, попытавшись объяснить населению, на что идут налоги и акцизы с производства бензина и дизеля. Цены вырастут относительно прошлых лет, но не настолько, чтобы догнать, например, европейские, считает эксперт.

Авторы: Михаил Загайнов, Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики