Главная > Актуальные комментарии > Политика > Медведев берет под контроль «избирательные фонды»

Медведев берет под контроль «избирательные фонды»

Дмитрий Медведев взялся за демонтаж выстроенной в «нулевые» системы, когда правительственные чиновники начали входить состав советов директоров (СД) крупных компаний. На совещании в Магнитогорске он призвал вице-премьеров и министров покинуть посты в СД компаний, а его помощник Аркадий Дворкович затем разъяснил — кому это придется сделать. Едва ли требование Медведева следует рассматривать только как удар по определенным крупным игрокам от госвласти, курирующим определенные сферы бизнеса, или лишь как инструмент подготовки ускоренной приватизации ряда компаний с государственным участием. Не исключено, что прежде всего Медведев решил взять под контроль неформальные избирательные фонды и значительный корпоративный ресурс воздействия на будущий электорат, считают эксперты. Ведь о введении «независимых директоров» в СД крупных компаний Медведев не вспоминал аж с 2008 года! А в условиях, когда большинство элитных групп, оглядываясь и вздрагивая, но все-таки уже ведут собственную игру и пытаются навязать собственную повестку дня будущему президенту, инновации про СД вполне прозрачны для понимания.

Итак, Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьеров и министров покинуть посты в советах директоров крупных компаний. Об этом он заявил на совещании в Магнитогорске 30 марта, где президент обнародовал свои «10 пунктов» по улучшению инвестклимата в России. Днем позже его помощник Аркадий Дворкович пояснил, кому предстоит оставить СД, в первую очередь. От руководства советами директоров крупных компаний с государственным участием будут отстранены вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин, вице-премьер Игорь Сечин, первый вице- премьер Виктор Зубков и министр транспорта Игорь Левитин. Также и министр энергетики Сергей Шматко покинет СД «Газпрома». Если к этому присовокупить инициативу по снижению налоговой нагрузки на крупный бизнес — страховые взносы — и идею о сокращении администрации Президента, то становится практически очевидным старт избирательной кампании Дмитрия Медведева. И опорная база выбрана однозначно — крупный (олигархический) бизнес и средне-возрастные «продвинутые» в модернизационных коммуникациях предприниматели.

Стоит отметить, что 29 марта Аркадий Дворкович уже усиленно критиковал инвестклимат в России. В частности, экономист заявил, что инвестиционный климат в России настолько плох, что скандальная распря ТНК-ВР и BP при участии государственной «Роснефти» уже не может сделать его хуже.

Собственно, одной из главных версий СМИ по поводу причин заявления Медведева стало возможное намерение президента «прищемить» вице-премьера, председателя СД «Роснефти» Игоря Сечина, который считается ближайшим соратником (что важнее — верным) Путина и одним из самых влиятельных в России политиков. Не секрет, что значимость советов директоров в крупных компания разная, и зависит это, в том числе, от присутствующих там чиновников. Так, например, присутствие Шматко в СД «Газпрома» никак не влияет на значимость совета, а вот уход Сечина из СД «Роснефти», видимо, станет почвой для ускоренной приватизации этой компании, рассказал Накануне. RU руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Газпром» уже выставил взаимоотношения с СД, и уже все равно — будут там министры или не будут. Я не особо замечаю там роль министров. В других компаниях все выглядит по-другому. Возможно, такая мера повысит роль менеджмента компаний, в чем-то эта вещь логичная, потому что на Западе, вопреки распространенному убеждению, государства являются серьезными акционерами в энергетических компаниях. Например, итальянское правительство является очень крупным акционером компании ENI и имеет там золотую акцию. Во Франции-то же самое. При этом, роль SEO — менеджмента — достаточно высока. В этом плане государство видит главной задачей правильный выбор руководства этими компаниями. А дальше уже руководства компаний должны реализовывать какую-то общую стратегию. Эта модель реализована в «Газпроме». Государство очень серьезное внимание уделяет тому, что руководит компанией, и вопрос о продлении контракта Миллера — важный вопрос, и ясно, что решает это, в том числе, премьер-министр, который как представитель государства дает директиву совету директоров проголосовать определенным образом», — рассказал Константин Симонов.

При этом эксперт не готов сказать, что будет с «Роснефтью», если Сечин перестанет быть председателем совета директоров компании. «Но те компании, где кажется, что роль СД велика, они постепенно готовятся к приватизации, и та же „Роснефть“ числится в планах приватизации», — говорит Константин Симонов.

Итак, простая бизнес-логика диктует следующее понимание: президент в своих инициативах исходит из крайне либеральных установок — рыночная составляющая в экономике должна расти. Тогда приватизация — естественный шаг в этом направлении.

Тут стоит отметить, что в своих «10 пунктах», которые успели окрестить тезисами предвыбороной программы, Медведев, по сути, ничего нового не сказал. В данном случае он лишь реанимирует актуальность давно неинтересной для реального производства идеи о повсеместном введении института независимых директоров. А задекларировал он необходимость введения этого института еще в 2008 году. Впрочем, идея тогда была спущена на тормозах, и потом он к ней долгое время не возвращался.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что заявление Медведева связано, прежде всего, с предвыборной кампанией.

«Наличие высокопоставленных чиновников в советах директоров корпораций, которые, к тому же, являются им подведомственными, создает очень внятный определенный конфликт интересов и является наболевшей проблемой. И Медведев, говоря об этой проблеме в преддверии президентских выборов, он, с одной стороны, играет на публику. С другой стороны, действительно, проблема имеет место, и ее надо решать. Я вполне допускаю, что это прицел на конкретных министров и вице-премьеров, которые работают в конкретных компаниях, но в целом это позитивно и правильно. Но нужно доработать механизм, как будут отбираться эти люди (независимые директора, — прим. Накануне. RU), из кого они будут отбираться и как ими будут руководить», — рассказал Михаил Делягин Накануне. RU.

Делягин практически указывает в точку. Ибо ни для кого не секрет, что вполне верятно — так называемые «независимые» директора буду рекрутироваться из близких (вплоть до супружества и прямого родства — пример: супруга господина Дворковича!) все тем же чиновникам персон. Другой вопрос, что персоны будут из лагеря, присягнувшего на верность. И надо полагать на верность так сказать инициатору «изгнания» чиновников. И именно через этих «независимых» появляется прямой доступ к приватизационным перспективам. Прелесть, как элегантно! Никаких чековых фондов и залоговых аукционов а-ля Чубайс! Просто свой человек в совете директоров. И дело в шляпе.

А, по словам известного южноуральского политолога Александра Подопригоры, оценивающего выступление президента в Магнитогорске с оттенком регионального патриотизма и искренней восторженности, речь идет о радикальном политическом развороте в стране.«Это — настоящая программа нового президента, суть которой в демонтаже государственно-бюрократического капитализма, построенного в „нулевые“ Путиным и его командой, а также в объявлении антикоррупционной войны как средства реализации этой программы и удаления „людей премьера“ с командных постов в экономике (а значит и в политике) России», — говорит Александр Подопригора.

Столичные гуру намного более скептичны. Так, скептически относится к инициативе Медведева экономист, президент компании «Неокон» Михаил Хазин, в том числе, потому что и «внезарплатные механизмы» для чиновников, курирующих определенные сферы, останутся.«Я не вижу причин, по которым это даст какой-то результат, в том числе, если говорить о возможном снижении влияния государства на крупные компании. И если говорить о внезарплатных механизмах, то они все равно будут, поскольку они (чиновники) регулируют эту сферу», — сказал Михаил Хазин в беседе с Накануне. RU.

Эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин считает, что Медведев с его новой попыткой привести в СД крупных компаний независимых директоров решил поставить под контроль «неформальные избирательные фонды». А трактовки СМИ о том, что Медведев играет против Путина и пытается «прищемить» Сечина, называет некорректными.«Сейчас в преддверии вопроса решения вопроса о кандидате 2012 года идет аккумуляция неформальных избирательных фондов, и госкомпании, госкорпорации играют в этой аккумуляции очень серьезную роль. Я думаю, что Медведев просто пытается поставить этот процесс под собственный контроль, чтобы ведущие игроки не могли в обход президента аккумулировать серьезные средства и не могли вести собственную игру», — сказал он.

Однако Медведев расширяет поле для маневра не только себе, но и коллеге Путину, считает политолог, потому что большинство элитных групп в России ведут собственную игру и, более того, пытаются навязать собственную повестку дня будущему президенту — неважно, кто им будет. Так ли это — увидим, судя по всему, в ближайшее время. Зависит это и от того, не будет ли инициатива Медведева спущена на тормозах, как это произошло три года назад.

Автор: Сергей Хурбатов

Источник: Накануне.RU, 01.04.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики