Главная > Актуальные комментарии > Политика > Решения Медведева получаются антидемократическими (аудио)

Решения Медведева получаются антидемократическими (аудио)

В гостях у Елены Щедруновой директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эфире радио «Вести ФМ».

Щедрунова: Говорить мы будем о бюджетном послании президента, точнее, о тех моментах, которые прозвучали в этом бюджетном послании и которые, я думаю, будут небезынтересны всем. Хотя начнем мы с вещей основополагающих. Цитата из того, что сказал президент: «Не позднее 2012 года надо утвердить долгосрочный экономический прогноз, увязать стратегические цели социально-экономического развития страны с финансовым и нормативно-правовым обеспечением, при этом увязана с общей стратегией бюджетная стратегия должна содержать процедуры и оценки рисков устойчивости бюджетной системы». Это новация? Оценка рисков и устойчивости бюджетной системы. У меня такое ощущение, что, по-моему, либо я пропустила раньше, либо это новация, Константин?

Симонов: Да, вы знаете, я думаю, что бюджетного послания, честно говоря, вряд ли стоило ожидать каких-то новаций, потому что нельзя же каждый раз по-новому подходить к основам бюджетной политики. Ну, я бы не сказал. На мой взгляд, это не выглядит такой уж…

Щедрунова: Раньше говорили о том, что нужно оценивать риски устойчивости бюджетной системы?

Симонов: Конечно. Постоянно об этом говорится в контексте… Самое простое из этой оперы — это постоянная идея: а что же с нами будет, если упадут цены на нефть? Что это, как не оценка рисков?

Щедрунова: Это рассуждения.

Симонов: Правильно.

Щедрунова: А вот, когда вы составляете документ финансовый, а речь идет именно о составлении финансового документа такого, как бюджет, вы должны уже, я так понимаю, уже в этом документе тоже как бы оценки рисков прописать?

Симонов: Никто еще в мире не научился предсказывать с точностью до дня колебания на мировых рынках нефти. Мы можем говорить о долгосрочных, среднесрочных трендах, но сколько будет стоить нефть конкретно через месяц — мы не знаем. Поэтому такой системы быть не может. Мы же прекрасно понимаем, что главным риском бюджетной устойчивости России в ситуации, когда 50% бюджетных доходов — это прямые сборы, прямы, подчеркиваю, только сборы с нефтегазового комплекса, то понятно, что главным риском бюджета является цена на нефть и возможность ее снижения на мировом рынке. Вот и все. Поэтому, я думаю, что, честно говоря, такую систему сегодня построить, мягко говоря, невозможно.

Щедрунова: То есть, получается, что есть очень простой ответ на вопрос. Мы составляем бюджет, кстати, в бюджете в макроэкономических показателях, как правило, указывается цена на нефть, цена среднегодовая будет такая-то. И мы по этой цене считаем бюджет. То есть и в качестве риска мы пишем: а если она будет на столько процентов, у нас будут такие-то проблемы, будет в два раза ниже — будут такие-то проблемы, а если вообще там опуститься до 20 долларов — ну все, жизнь закончилась, экономика умрет. Так получается?

Симонов: Действительно, в бюджете есть параметр цены на нефть, так называемая цена отсечения, то есть Минфин верстает бюджет обычно, исходя из своего представления о том, какова же будет стоимость нефти среднесрочная на год. Естественно, Минфин как ведомство, которое отвечает за бюджет, его задача попытаться сократить расходную часть, потому что всегда лучше иметь поменьше обязательств для Минфина, и поэтому всегда мы знаем, что министр финансов Кудрин пытается эту планочку чуть-чуть принизить. А так вы абсолютно правильно сказали, действительно, если нефть дороже, у нас образуется дополнительный жирок, если нефть дешевле — у нас возникают проблемы. Но в последние годы, как мы знаем, нефть, скорее, нас радует, чем огорчает. Хотя падение стоимости нефти, которое наблюдалось с осени 2008 года и в течение 2009, частично 2010 годов, оно привело к тому, что все-таки в последние два года бюджет у нас все-таки дефицитный.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Источник: Вести ФМ, 29.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики