|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > Политика > Судебные издержки: Зачем Путину объединять Верховный и Высший арбитражный суды? Судебные издержки: Зачем Путину объединять Верховный и Высший арбитражный суды?Предложение Владимира Путина объединить Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ прозвучало в самом конце его выступления на Петербургском международном экономическом форуме и удивило очень многих, но не всех Так, завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юрфака МГУ, доктор юридических наук Леонид Головко утверждает, что для него это сюрпризом не стало. «Соотношение судов общей юрисдикции и арбитражных судов юристы и правоведы обсуждали на протяжении многих лет, — говорит Головко, — но это было обсуждение на уровне отстраненной теоретической дискуссии, задачи объединения не стояло. Все прекрасно понимали, что решение об объединении если и будет принято, то это будет политическое решение». И вот такое решение состоялось. Уже в ближайшее время, как заявил Путин, в Думу поступят поправки в Конституцию РФ, приняты они могут быть уже осенью. Для объединения судов понадобится скорректировать главу 7 («Судебная власть») Основного закона — изменятся редакции статей 125, 126 и части 1 и 3 статьи 128; статья же 127, полностью посвященная ВАС, и вовсе должна утратить свою силу. Президент не раскрыл деталей того, как именно будут соединены оба суда. По одной из версий, арбитражным судопроизводством займется «арбитражная» коллегия Верховного суда, которая будет создана в дополнение к уже действующим коллегиям по уголовным, гражданским и административным делам. При этом пленумы ВС РФ по-прежнему будут обобщать судебную практику, в том числе и арбитражную. Может измениться нарезка судебных округов, которым придадут надтерриториальный статус, уменьшив тем самым зависимость судей от местных начальников (такой принцип ныне действует в системе арбитражных судов). Верховный суд РФ инициативу президента пока официально не комментирует, однако собеседник «Профиля» в аппарате ВС на условиях анонимности сообщил, что в целом в суде позитивно оценивают предложения Путина. «ВС РФ примет самое активное участие в реализации поручений главы государства, касающихся объединения», — заявил источник. А вот нынешний глава ВАС РФ Антон Иванов против слияния — он сравнил будущую объединенную структуру с «динозавром», голова которого не будет ведать, что творит гигантское тело. Идея объединения ВС и ВАС вызывает пока больше вопросов, чем ответов. Бюджету затея влетит в копеечку, а вот что изменится от «перестановки слагаемых», не ясно. «С практической точки зрения я не вижу в этом объединении никакого смысла», — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Очевидно, что, как всякая реорганизация, слияние судов на какое-то время дезорганизует работу судебных органов. Оргштатные мероприятия по объединению и переезду в Санкт-Петербург могут занять достаточно много времени. «Любое объединение, любое реформирование осложняет работу судов на неопределенное время, — говорит судья КС в отставке Тамара Морщакова. — Как долго продлится процесс этого слияния, прогнозировать сейчас невозможно». «Такое слияние может занять до двух лет, и это будет время большой неразберихи, — полагает судья в отставке Сергей Пашин. — Надо переписать кодексы, потому что Арбитражного процессуального кодекса уже быть не может. Значит, надо будет вносить изменения в ГПК, переписывать законы «О судебной системе», «О судах общей юрисдикции», возможно, — «О статусе судей». Это все не быстро делается, а если делать это быстро, то потом придется долго исправлять ошибки». Среди экспертов нет единого мнения и относительно «теоретической» ценности президентского проекта. «Дуализм в системе судов общей юрисдикции и арбитражных — это скорее дань советской истории, — комментирует ситуацию Леонид Головко. — Арбитражные суды были созданы путем преобразования Госарбитража, что и потянуло за собой это разделение на суды для граждан и для юридических лиц, в которых, однако, применяются одни и те же отрасли права — гражданское и административное». Грядущее объединение, по мнению Головко, можно рассматривать как окончательный уход от советского контекста развития, как некую европеизацию. «Это будет правильный шаг не только с точки зрения выработки единообразной судебной практики для судов, не только с точки зрения экономии денег на аппарате, но и с точки зрения повышения независимости самой судебной системы, — не скрывает оптимизма полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский. — Мне кажется, это хорошая идея!» Однако с такой точкой зрения согласны далеко не все юристы. «Нигде в мире нет такой тенденции, что суды от возможности дифференциации, специализации... переходят в обратное, некое унитарное состояние, — заявила Тамара Морщакова. — И в этом тренде мы находимся на одном из самых последних мест. У нас идея специализации очень долго не проявлялась никак». Более того, судья Морщакова заметила, что еще недавно глава государства заявлял о прямо противоположной тенденции развития судебной системы. «Я помню послание президента в конце года, выступления президента на съезде судей, тоже в конце прошлого года, когда он очень активно продвигал идею административного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства», — сказала Морщакова. Отчего же вдруг произошел такой резкий разворот? Существуют две версии относительно того, почему перестраивать судебное пространство понадобилось именно сейчас. И обе они далеки от юриспруденции, зато близки к политике. Согласно первой, реформа направлена против нынешнего главы ВАС Антона Иванова. В пользу этой версии косвенно свидетельствуют и разные оценки, которые дают реформе в ВС и в ВАС. В Кремле якобы полагают, что амбициозный однокашник Дмитрия Медведева, возглавивший ВАС в 2005 году, набрал чересчур много силы. Как выразился один из собеседников «Профиля», Иванов «слишком резво пользовался отдельными моментами своей биографии для активной экспансии своего суда — как в области подсудности, так и в области выбивания финансирования, порядка назначения судей и других привилегий». Теперь ему ставят в вину все подряд: и пробуксовку с созданием административных судов, которые призваны разбирать претензии граждан к госорганам, и то, что «в наших судах бизнесмены судиться не хотят, предпочитая суды Лондона и Стокгольма». «Главная интрига кроется вокруг возможного ухода Антона Иванова с должности председателя ВАС», — уверен Константин Симонов. Так считает и президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Иванов, по его мнению, слишком активно занялся модернизацией суда, сделав ранее непрозрачную и коррумпированную систему арбитража гораздо более открытой. «Я допускаю, что ради того, чтобы лишить Иванова его поста, власть решила отказаться от дальнейшей модернизации судебной системы», — говорит Бунин. «Конечно, реформа суда, затеянная исключительно ради отставки Антона Иванова, — это удар и по позициям премьер-министра, — отмечает собеседник «Профиля» в правительстве, — ведь Иванов — это человек Медведева». И здесь первая версия плавно перетекает во вторую, согласно которой дело в самом Дмитрии Медведеве. 48-летний Иванов, который публично раскритиковал идею президента, точно не станет главой объединенного суда, полагает источник «Профиля» в кремлевской администрации. Но, скорее всего, не станет им и 70-летний глава ВС РФ Вячеслав Лебедев, занимающий свою должность с 1989 (!) года. А значит, новому суду понадобится новый руководитель. Кто это будет? Самая вероятная кандидатура — Дмитрий Медведев. «Я не исключаю, что таким образом Медведеву нашли хороший пост», — предполагает Игорь Бунин. И напоминает: в конце президентского срока Медведева прочили и на пост главы Конституционного суда, и на пост некоего объединенного суда, который мог бы включить в себя ВС, ВАС и даже КС. Однако тогда Медведев предпочел возглавить правительство. Авторы: Владимир Рудаков, Ольга Павликова , Роман Уколов Источник: Профиль, 01.07.2013 |
||||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |