Главная > Актуальные комментарии > Политика > Не битьем - так катаньем...

Не битьем - так катаньем...

(фрагмент статьи)

В Брюсселе решили не ругаться с Россией, но "гвозди для ее супа" держать под рукой

Мы часто подменяем гневом работу нашего головного мозга (Уильям Олджер, американский философ)

Военный конфликт в Южной Осетии завершен. В регионе оценили ущерб и масштабы разрушений, военные подсчитали трофеи, а в Москве по-прежнему стараются определить экономические последствия кавказских событий и предугадать возможные санкции со стороны Евросоюза. Компания желающих "покарать Россию" достаточно обширна: от США и Великобритании до Польши и Эстонии. Правда, напряженность ситуации несколько спала в сентябре после прошедшего в Брюсселе экстренного саммита европейского альянса, так и не принявшего решения о конкретных санкциях в отношении РФ в связи с военным конфликтом на Кавказе. Да и внимание американцев переключилось на куда более важную для них тему - предвыборную президентскую гонку.

Но как бы то ни было, отношениям Европы и России предстоит пройти свои собственные "огонь, воду и медные трубы". И несмотря на то что значительные санкции против Москвы, скорее всего, введены не будут, определенные ограничения все же возможны. Причем "жертвами" таких действий могут стать нефтегазовые проекты, планы экспансии российских компаний за рубеж и т.п. Насколько реален такой сценарий? Редакция "Нефти России" попросила ответить на этот и некоторые другие вопросы ряд российских и зарубежных экспертов.

Вглядываясь в перспективу

- Итак, какие-то санкции против России возможны. Одна из них, как считают многие эксперты, -диверсификация поставок энергоресурсов на европейский рынок, минуя РФ. Об этом много говорилось и раньше, но не приобрел ли ныне данный процесс более угрожающий для Москвы характер?

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности: Мне это все напоминает... борьбу с перхотью через отрубание головы. Действительно, после событий вокруг Южной Осетии еще больше активизировались сторонники идеи энергетической диверсификации. Опасность этого прекрасно понимает европейский бизнес, да не вполне осознают европейские политики, активно подстрекаемые Соединенными Штатами. ЕС стоило бы задуматься, с чего вдруг США так обеспокоены энергетической безопасностью Европы? Лично мне трудно поверить, что представители исполнительной власти США летают на Каспий и в Центральную Азию только для того, чтобы помочь Европе создать пресловутые альтернативные каналы поставок углеводородов.

В то же время в Центральной Азии мы не видим серьезных доказанных запасов "голубого топлива". Туркменистан, конечно, обещает довести к 2015 г. его добычу до 250 млрд м3 в год, а экспорт - до 125 млрд. И если заверения туркменского руководства, не подкрепленные данными геологоразведки, являются основанием для принятия инвестиционных решений, то тогда, конечно, можно уже завтра начинать прокладывать трубу, даже не обращая внимания на то, что добыча газа в Туркменистане в прошлом году выросла всего на 2,3% и не превысила 70 млрд м3. К тому же у Ашхабада есть долгосрочный контракт с Москвой на поставку энергоносителей. Более того, он обещал экспортировать 30 млрд м3 в год в Китай, а недавно (с легкой руки президента Гурбангулы Бердымухаммедова) эта цифра была увеличена до 40 млрд.

С нефтью ситуация не менее сложная. Опять же, если судить по запасам, то серьезную альтернативу России можно найти только в Персидском заливе. Но страны региона вряд ли смогут (вопреки уверениям) радикально нарастить добычу, а конкуренция за "черное золото" залива будет обостряться, прежде всего, за счет серьезного увеличения импорта нефти в Индию и Китай...

- Важными козырями ЕС являются противоречия между Россией, Украиной и Белоруссией в сфере транзита углеводородного сырья, а также возможность использования нефти и газа Средней Азии. Каким образом Евросоюз может ими воспользоваться?

Константин Симонов: Повторюсь - на Каспии и в Центральной Азии нет таких объемов доказанных запасов, которые позволили бы Европе серьезно сократить долю России на своем рынке углеводородов. Например, недавно в качестве ресурсной базы газопровода Nabucco стал рассматриваться... Иран, а не Туркменистан. Многое зависит и от России - сейчас самое время начать перехватывать инициативу и переходить от слов к делу, в частности - в вопросах строительства Прикаспийского газопровода и расширения Каспийской трубопроводной системы. Эти проекты замкнут поставки энергоносителей из Прикаспия и Центрально-Азиатского региона на российскую территорию.

Источник: Нефть России, № 011, с.12-16, 06.11.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики