Главная > Актуальные комментарии > Политика > К. Симонов: «Возможности были, но оппозиция ими не воспользовалась»

К. Симонов: «Возможности были, но оппозиция ими не воспользовалась»

За 50% «Единая Россия» не перевалит. Так считает политолог Константин Симонов. Параллельный независимый подсчет голосов ведет партия КПРФ. Данные отличаются от официальных

Голосование в стране завершилось. Выборы состоялись. Обработаны пока 9,7% итоговых протоколов. По данным ЦИК, «Единая Россия» набирает 44,5% голосов, ЛДПР — 15,3%, КПРФ — 14,9%, «Справедливая Россия» — 8,1%. Пока только эти партии проходят в Госдуму. В штаб «Единой России» менее часа назад приехали президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Глава государства заявил о победе «Единой России» на парламентских выборах. Своими впечатлениями с Business FM поделился генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Сейчас предварительные цифры идут, оправдывают ли они ваши прогнозы? 
Константин Симонов: Да, я пока ничего неожиданного не услышал из цифр экзитполов. То есть, в принципе, такой результат я ожидал: более 45% и менее 50% у «Единой России». Я думаю, что итоговая цифра в этот диапазон и ляжет, то есть за 50% «Единая Россия» не перевалит, но как раз будет район 45-48%. Второе место — ЛДПР, тоже прогнозировалось, и социология это показывала перед выборами. В общем-то, это тоже достаточно понятно, почему это происходит и какой урожай электоральный Жириновский собирает. То есть, собственно, то, что справороссы замкнут число попавших в Думу, тоже было очевидно. Я думаю, что все-таки наивно было рассчитывать, даже среди тех, кто симпатизирует этим партиям, что скажем, там, ПАРНАС или «Яблоко» в Думу пройдут. По одномандатникам, я думаю, что тоже большинство будет у единороссов, и в этом плане контрольный пакет в Думе они получат, тут нет ничего удивительного. Здесь как раз прогноз совпадает. Я не думал, что явка будет все-таки низковатой такой.
 
А с чем это может быть связано, почему такая низкая явка?
 
Константин Симонов: Это тоже достаточно легко объяснимо. С точки зрения тех людей, которые симпатизируют власти, они могли на выборы просто не пойти, потому что были уверены, что все и так понятно. Ну, я напомню, что когда Путин избирался в президенты в последний раз, вот тогда перед президентскими выборами была произведена мобилизация провластного электората, потому что тогда было все очень динамично, любопытно. Тогда были, в общем-то, у власти определенные негативные ожидания и пришлось заниматься такой тотальной мобилизацией пропутинского электората. Сейчас, собственно, этой мобилизации не было, а сам провластный электорат, после крымского консенсуса, как его называют, мог в полной мере на выборы и не пойти, потому что ситуация достаточно была комфортная. Что касается электората пенсионного, он тоже мог полностью до выборов не добраться, потому что в этом плане оппозиция, на мой взгляд, эту кампанию не слишком уверенно провела и полностью возможностями не воспользовалась.

Но, тем не менее, смотрите, пришло сообщение, экзитпола ВЦИОМ — список «Яблока» может получить 3,5% голосов, партия претендует на госфинансирование.

Константин Симонов: Мне кажется, что политическая партия, так в учебниках написано, претендует на власть, а не на финансирование.
 
Но может получить те самые 3,5%.
 
Константин Симонов: Да. Я понимаю, что партия, которая за 3% перевалит, получит деньги, примерно по 500 с небольшим рублей в год за голос, это понятно. Но понимаете, если потолок партии — это получение госфинансирования, к сожалению, это приводит к тому, что такие партии могут просто превратить свою деятельность в некий бизнес, переваливая за 3%, получая госденьги. На них можно, в принципе, нормально существовать, но это, конечно, не совсем политическая деятельность, потому что бороться надо не за госфинансирование, а за попадание в парламент. А «Яблоко» этого не делает и вряд ли можно рассчитывать, что произойдет какой-то ренессанс политических партий. Поэтому здесь тоже вопрос и к оппозиции, потому что да, понятно, что оппозиция будет говорить и про нарушения, но мы видим даже, и вот и ваша радиостанция, и последние два часа очень активно рассказывали про ситуацию с наблюдателями. Все-таки общая точка зрения заключается в том, что количество нарушений будет несколько ниже, несмотря на то, что, может быть, какие-то новые технологии в нарушениях есть. В этом плане мы видим, что возможности были, до конца ими оппозиция не воспользовалась, но и электорат в этом плане тоже посчитал, я думаю, частично, что особо бороться с пропутинскими смысла нет, и в этом плане, собственно, радикальная оппозиция в полном составе на выборы не пошла.

КПРФ по собственным подсчетам набирает 21,1% и занимает второе место на выборах в Госдуму, на первом месте по этим подсчетам — «Единая Россия». Об этом заявил на брифинге в избирательном штабе первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. Результаты опросов Business FM обсудила с заместителем председателя ЦК КПРФ Валерием Рашкиным: «Я не удовлетворен, потому что так вести избирательную кампанию, когда партия завела в кризисную социально-экономическую ситуацию всю страну и уже не один год держит на дне и экономику, и социальную сферу, и все, что связано с жизнью, ценами, и получать такие проценты, это более чем странно для меня. Ни в одной стране мира такое невозможно. Это надо так умудриться. Но кампания была-то совершенно тихая. Кампания, которая с декабря на сентябрь перетащила день выборов, понятно, что была задана на низкую явку. Ведь с такой низкой явкой, на мой взгляд, выходить на свет, я имею в виду в мир, стыдно. Есть расхожее мнение, что те, кто голосует за КПРФ, — это как раз самая организованная часть избирателей, они ходят на выборы практически всегда. Но это мнение не подтверждается ни социологией, ни жизнью. Любой гражданин имеет и апатию, любому гражданину можно через телеящик промыть мозги, поэтому это опровергают сторонники всех партий. Здесь нельзя так говорить, что одни ходят, другие не ходят. Поэтому я считаю, что и из избирателей компартии РФ кто-то разочаровался, кто-то не пришел, кто-то на даче остался. Компартия была одна, а вторая так, флэш-моб. Вторая в списках стояла выше с той же эмблемой, с серпом и молотом, причем второй... конечно, это ошибочное больше голосование. Наша социология показывает, что здесь играет именно картинка, именно ошибка в голосовании, они разбираются, кто, какая платформа, какие кандидаты, и какая программа. Это не программное голосование, это ошибка при голосовании. У нас сейчас параллельный подсчет проводится. С Дальнего Востока у нас выше показатели, чем дают, в том числе социология и первые протоколы, которые мы сейчас получили. Наш подсчет дает больше голосов за КПРФ, и никакой там ЛДПР на втором месте там не видно. Наш отчет основан на протоколах. У нас заведены более 6% уже, по протоколам, которые мы получаем от наших наблюдателей, от наших членов комиссий с совещательным и решающим голосом. Мы его суммируем и выводим на наш сайт, эту суммарную цифру».

Пожалуй, главная интрига этих выборов — кто займет второе место. Пока лидирует ЛДПР, но партия может проиграть коммунистам. По опросам ВЦИОМ, ЛДПР тоже выиграла. КПРФ уже обвинила социологов в искажении общественного мнения. Это вопрос мы обсудили с директором Международного института политической экспертизы Евгением Минченко: «Что касается коммунистов, я думаю, что они получат больше одномандатных мест, чем ЛДПР. И в итоге, все-таки фракция у коммунистов будет больше. Ну, эсеры, понятное дело, четвертое место, очень скромное. Они могли и не пройти вообще 5-процентный барьер, если бы не бездарные кампании «Яблока» и «Партии Роста». Я думаю, что политика Госдумы серьезно не поменяется, потому что власть сейчас кровно заинтересована в том, чтобы сохранять коалиционный характер. Они будут втягивать и коммунистов, и ЛДПР, и, кстати, новые партии, предлагать им какие-то места, в том числе, чтобы разделить ответственность за происходящее в стране в эти, в общем-то, не самые простые времена. Я в этом не сомневаюсь. Если коммунистам предложат, очень даже втянутся. Они уже втянулись, у них два губернатора».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов объяснил низкий процент, который получила его партия в результате предварительного подсчета, слабой явкой на выборах: «Во-первых, как я говорил, в Госдуме седьмого созыва будут вновь четыре парламентские партии. И партия «Справедливая Россия» уже точно снова будет парламентской. Да, наверное, те результаты, которые мы видим на сегодняшний момент, не очень-то нас радуют, и, естественно, мы смотрим, в чем причина. Причин несколько. Первая — это очень низкая явка. По сравнению с пятилетней давностью, примерно 12% граждан России не сочли нужным и возможным прийти и проголосовать. 60% избирателей России остались дома. Я думаю, что это тоже сигнал для всех. Я думаю, что люди все-таки не верят в то, что их голос будет учтен и посчитан правильно, люди не верят в то, что возможно за счет и голосов переломить ситуацию и, например, лишить партию-монополиста «Единую Россию» большинства. Я думаю, что это главная причина».

В этот раз россияне выбирали депутатов по смешанной системе. Что может привести к тому, что даже во фракции «Единая Россия» не будет того единства, к которому все привыкли. Это мнение профессора Высшей школы экономики Николая Петрова: «Мы все время забываем, что сейчас половина Думы избирается по одномандатным округам, и именно это кардинально отличать будет нынешнюю Думу от предыдущей. И в «Единой России» будет совсем не такое монолитное единство, если учесть, что значительная часть одномандатников будут каким-то образом выражать интересы регионов, выражать интересы бизнес-элит. То есть мы будем иметь достаточно конкурентную политику внутри Думы и внутри «Единой России». В Думе, так или иначе, будут представлены не четыре, а восемь или даже больше политических партий. Пусть это будут 2, 3 депутата, но все равно их голос будет заметен. Я думаю, что «Единой России» придется часто задумываться о коалиции внутри самой «Единой России», потому что экономика находится в достаточно сложном состоянии, и вот так, как это делали прежние депутаты — решать ее проблемы за счет, скажем, регионов, уже депутаты нынешнего созыва не смогут. И в этом смысле и коалиционная политика, и гораздо более сложные политические союзы и договоренности, они будут в новой Думе, безусловно.

Ни одна из непарламентских партий не преодолевает 5-процентный барьер после подсчета 10% протоколов на выборах в Госдуму, сообщает ЦИК. Выдвиженцы «Единой России» занимают первые места на выборах в Госдуму в 115 одномандатных округах из 132, предварительные данные по которым уже есть в ЦИК РФ. Результаты голосования выводятся на информационное табло в Центризбиркоме. 

Источник: BFM.RU, 19.09.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики