Главная > Актуальные комментарии > Политика > Кто за кого платит

Кто за кого платит

Отношения государства и бизнеса, особенно крупного, в России давно являются проблемной темой. Не только потому, что государство меняет свое отношение к предпринимателям. Сам бизнес никак не определится, что же для него государство — помощник или угроза. С одной стороны, государство — это проблема, так как мучает проверками, налогами, борьбой с монополиями. С другой — без государства сложно получить дополнительные конкурентные преимущества в виде дешевой собственности, льготных кредитов или особого таможенного режима.

Мы наблюдаем массу примеров сращивания государства и бизнеса. Но при этом у нас считается, что именно бизнес выступает за урезание полномочий государства. Не случайно именно у нас творчески развили гегелевскую концепцию отношений государства и гражданского общества, согласно которой первое неотделимо от второго, причем государство является высшей ценностью. В России ряд теоретиков назвали саму идею гражданского общества продуктом интеллектуального творчества бизнеса. Логика простая: государство есть механизм перераспределения доходов от богатых к бедным, и, убрав его, можно максимизировать прибыль. Но при таком подходе выходит, что любой предприниматель готов выживать сам, ему бы лишь налогов не платить.

Но, думается, это не вполне так. И кризис показывает это весьма ярко. Сейчас идеи laissez faire не слишком популярны. Свобода рук не востребована. Собственникам подавай государство с мешком спасительных денег. Даже в США государство прекратили считать необходимым злом и возвели в разряд спасителя. От него ждут решения проблемы плохих долгов, выделения субсидий и льготных кредитов, стимулирования спроса. А в Европе бизнесу еще нужно, чтобы рабочие не захватывали его в заложники.

Вроде бы кризис заставил государство повернуться лицом к предпринимателям. Правительства, например, активно занимаются протекционизмом. Но стоит собраться на «двадцатку», как мы уже слышим другие лозунги. На наднациональном уровне звучат пугающие бизнес сюжеты. Вначале принялись за банковскую тайну. Теперь — что гораздо хуже для предпринимателей — за налоговые офшоры. Некоторые предприниматели вроде стали рассматривать себя вне государственных границ (отсюда, например, и стремительное развитие личного морского транспорта). Но теперь пространство для маневра стремительно сужается.

На подходе и другие коллективные инициативы. Весьма неприятными последствиями бизнесу грозит экологический саммит в Копенгагене в декабре 2009 г. Естественно, что предприниматели не хотят платить за борьбу с эмиссией углекислого газа, но большой вопрос, станет ли кризис достаточной отговоркой при обсуждении темы на глобальном уровне. В рамках государственных границ выбить льготы проще: у нас, скажем, без особых проблем удалось отложить введение более жестких стандартов по топливу. Воздействовать на национальные органы власти проще. Но у них сейчас денег нет. А глобальные темы — хорошая отговорка, чтобы не платить за ошибки домашнего бизнеса.

Автор: Константин Симонов

Источник: Ведомости, 14.04.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики