|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > OPALный газопровод OPALный газопроводСитуация вокруг газопровода OPAL, который должен обеспечивать доставку потребителям в Европе российского газа из «Северного потока», выглядит как смесь анекдота, памятника головотяпству и двойных стандартов. «Газпром» и Wintershall, которые вложили в общей сложности в проект доставки газа из России в Германию без привлечения посторонних транзитеров более 7 млрд евро, создали новый маршрут газоснабжения Европы производительностью 55 млрд кубометров, теперь не могут воспользоваться четвертью построенных мощностей. Из потраченной ими суммы в 7 млрд евро 2,2 млрд оказываются «мертвыми инвестициями». Больше всех страдает, конечно, «Газпром», вынужденный вдобавок ко всему оплачивать на условиях «качай или плати» мощности «Северного потока», которые все равно не может использовать Но начнем по порядку. Все знают, что консорциум Nord Stream AG, учрежденный «Газпромом», Wintershall, E.ON, Gasunie и GDFSuez, построил и ввел две нитки газопровода по дну Балтийского моря. Впервые газ из России в Западную Европу (если не считать соседнюю Финляндию) пошел напрямую, минуя транзитеров. Мощность двух ниток — до 150 млн кубометров в сутки или 55 млрд кубометров в год, около 12% потребления ЕС. Впрочем, новых контрактов было заключено немного — всего на 22 млрд кубометров газа, из которых более половины взяли на себя «дочка «Газпрома» — Gazprom M&T, и совместное трейдинговое предприятие российского концерна с немецкой Wintershall — Wingas (сейчас партнеры договорились, что «Газпром» в процессе обмена активов увеличит свою долю в Wingas до 100%). В зависимости от ситуации на рынке в ЕС от 33 до 45 млрд кубометров мощностей «Северного потока» должны использоваться как альтернатива старому советскому транзитному пути через Украину и, соответственно, существенно снизить транзитные риски «Газпрома» и транзитные доходы Киева. Но в районе городка Грайфсвальд, где из Балтики на немецкую землю выходит «Северный поток», не было никакой газотранспортной инфраструктуры. И чтобы подать топливо по назначению, пришлось строить газопроводы уже на суше. Сначала были задуманы две трубы — OPAL и NEL. OPAL, идущий от побережья до границы Чехии и имеющий мощность в 35–36 млрд кубометров, как раз должен был обеспечить доставку российского газа в чешскую систему в обход Украины. Тогда в дальнейшем можно было бы поставлять законтрактованные для потребителей Западной Европы объемы в крупный в пункт сдачи газа на 4,5 млрд кубометров из OPAL будут поступать на немецкий рынок, не доходя до чешской границы. А вот оставшиеся 31–32 млрд кубометров должны по Gazelle идти в Германию вместо старого газопровода «Братство», идущего в Вайдхаус через Украину, Словакию и Чехию. Что касается NEL (19–20 млрд кубометров в год), то маршрут этой трубы заканчивался входом в газотранспортную систему Wingas на Проектировать OPAL и NEL начали в 2008 году дочки Wingas и E.ON Ruhrgas, которые тогда же подали немецкому регулятору Bundesnetzagentur ходатайство об исключении газопроводом из правил антимонопольного регулирования, принятых в ЕС. Речь шла еще о действующей на тот момент В начале Понятно, что «Газпром» просто склоняют к продаже газа со скидкой. Иначе кто же захочет купить топливо на берегу Балтики, не имея никаких гарантий, что его удастся сбыть с наваром?! Почему это называется развитием конкуренции, а не дискриминацией одного игрока на рынке в пользу других, понять, руководствуясь здравым смыслом совершенно невозможно. Нельзя понять, почему инвестор, который за свои деньги построил инфраструктуру, чтобы иметь возможность выполнить контракты с потребителями, должен взять и отдать 10% своего газа по дешевке неизвестно кому. Представьте — купили вы автомобиль, а инспектор ГАИ говорит: «Вы можете на нем ездить три дня неделю, но если готовы отдавать ее на день тому, кто устроит меня, то она будет в вашем распоряжении 6 дней». Это заманчиво — но не для вас, а для того счастливчика, которому благоволит инспектор. Если бы в этом районе был другой поставщик газа (хотя бы теоретически — скажем, терминал по приему СПГ), еще можно было бы оправдать резервирование свободной мощности для него. И то терминалов, способных принимать 15 млрд кубометров в год (а именно столько пустующей производительности в OPAL), во всем мире — При этом стандартная рыночная процедура — выставление свободной мощности на аукцион — Брюссель не устраивает. Купить их запрещено не только «Газпрому» с Wingas, но даже и RWE Czech, крупнейшему потовому продавцу газа в Чехии. Еврокомиссия в данном вопросе действует по схеме «так не доставайся же ты никому». Есть еще один любопытный момент. Газопровод Gazelle, который является продолжением OPAL и который должен использоваться для транзита газа из «опального газопровода» до Вайдхауса, в 2011 году получил от чешского регулятора и Еврокомиссии полное освобождения от регулирования. И в тексте решения ЕК черным по белому сказано, что Gazelle будет способствовать развитию конкуренции на чешском рынке и не скажется негативно на конкуренции в Германии. Почему же тогда в решении по OPAL написано ровно противоположное? Причем в том же самом положительном решении говорится, что Gazelle является продолжением OPAL и будет использоваться для транзита газа в Германию и лишь в экстренных случаях для поставок на чешский рынок. Но ограничение, установленное для немецкого газопровода, автоматически влияет на заполнение чешской трубы. Она тоже обещает быть наполовину пустой. Как Net4Gas окупить эти 400 млн евро вложений? Правильно, увеличит тариф на транспортировку, что в свою очередь скажется на конечной цене газа для чешских потребителей. Не говоря уже о таких прописных истинах, как защита инвестиций. И, наконец, несколько слов о безопасности. В начале весны Nord Stream проводил испытания второй нитки подводного газопровода, введенной в строй прошлой осенью, под полной нагрузкой. В связи с этим регулятор временно разрешил оператору OPAL полностью загрузить трубу газпромовским газом. По счастливой случайности или по «Газпром» и Wintershall не оставляют надежд убедить Брюссель в абсурдности предписаний. Хотя без серьезной политической поддержки со стороны руководства Германии и других руководителей Кстати, судьба NEL в. настоящий момент представляется более оптимистичной, хотя в 2009 году, до вмешательства Еврокомиссии в дело OPAL все было с точностью наоборот. Не получив от регулятора права на исключение из регулирования,
Автор: Алексей Гривач, заместитель гендиректора ФНЭБ Опубликовано: |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииТекущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктовЗеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|