Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» доказан

«Южный поток» доказан

Если украинский фактор способствует достижению соглашений с Европой по «Северному» и «Южному потоку», уже через несколько лет мы разрешим проблему Украины-транзитера и оставим эту тему историкам. 

Ситуация на Украине вызывает огромный интерес с политической точки зрения. И вроде как, сейчас не до газовых вопросов. Но это только кажется.

Прежде всего, необходимо зафиксировать, что теперь окончательно дан ответ на вопрос «зачем мы строили «Северный поток» и зачем собираемся строить «Южный поток?». Потому что когда судили-рядили, дорого ли встанет строительство нового трубопровода, почему-то не воспринимали главный аргумент: когда у вас есть с чем сравнивать, то, наверное, да, вы можете в экономических категориях говорить «дешево» или «дорого». И конечно, новая труба всегда будет дороже старой. Но тут ведь главный момент был в том, что Украина сегодня не представляет из себя надежное государство. И слава Богу, что в этот раз не произошло перекрытие транзита. Но что будет дальше?

Сейчас ситуация очень тяжелая. Как минимум две серьезнейших угрозы существует для бесперебойного транзита. Угроза первая: это проблема установления новой власти на востоке. Могут быть спровоцированы серьезные политические волнения и функционирование единой газотранспортной системы дестабилизировано. Ну а второе – это тяжелейшая экономическая ситуация во всей стране. Возможен коллапс украинской экономики, которая надеется сейчас на спасение со стороны Мирового валютного фонда. Но если оценить объем тех долгов, который нужно будет выплатить Украине, то угроза дефолта становится очевидной. И очевидно совершенно, что Юлия Тимошенко будет пытаться выторговать очередные уступки от Владимира Путина. Надеюсь, президент России проявит благоразумие и прекратит выдачу кредитов. Пусть даже Юлия Владимировна и была политическим партнером Владимира Владимировича.

Естественно, труба превращается в основной инструмент давления на Россию: «не дадите нам скидок – остановим транзит». Тут, правда, есть аргумент: новой украинской власти придется ездить со счетами в Брюссель, а Брюссель, вроде как, может пострадать от перекрытия транзита. Пока, несмотря на волнения, транзит продолжался, и никто газовую трубу не захватывал. С другой стороны, и в Европе заинтересованы в том, чтобы транзит был приостановлен, чтобы опять же перевести все стрелки на Россию и обвинить ее в том, что она является ненадежным поставщиком. К сожалению, интрига сохраняется, и определенные риски для транзита пока еще существуют. Конечно, хорошо, что эти события произошли не в декабре. Позади самые холодные месяцы года. Ведь в чем был драматизм января 2009 года? Тот январь был очень холодный, потребовались дополнительные объемы газа, и перекрытие газа сказалось на европейских покупателях. Сейчас, конечно, этого не произойдет. Но погружающаяся в хаос Украина - это колоссальный транзитный риск. И хорошо, что мы имеем возможность уже сейчас поставлять газ в обход Украины.

И это главный ответ на вопрос «зачем мы строили альтернативную Украине трубу?». Так вот за тем, чтобы не просыпаться каждый раз в холодном поту, когда очередные сто тысяч человек собираются на майдане с какими-то там требованиями. Мы прекрасно понимаем, что это не последний майдан. Особого ума не надо, чтобы понять, что Тимошенко не справится с задачами по нормализации экономической ситуации, и все еще будут ходить по кругу. Что уже произошло благодаря «Северному потоку», две нитки которого запущены? В 1998 году у нас 95% транзита в Европу и Турцию шло через Украину, а в 2013 году показатель составил 52%. И если бы Европейский Союз не занимался догматизмом, то эта цифра была бы еще меньше. «Северный поток» мог бы работать на полную мощность, но не может этого делать, потому что мы не можем полностью загрузить продолжение «Северного потока» газопровод OPAL из-за известной коллизии с применением Третьего энергопакета, когда ЕС настаивает на том, чтоб половина трубы была зарезервирована под альтернативный газ. Но этого газа там физически нет, и Газпром пытается это доказать. Сейчас есть надежда, что эта коллизия будет разрешена, будет принято решение о выставлении этих мощностей на аукционы и при отсутствии реальных поставщиков мощности будут передаваться Газпрому. Таким образом, очевидно, что в 2014 году процентный показатель транзита через Украину будет меньше пятидесяти. Если мы в 2005 году через Украину прокачивали 121,5 млрд кубов, то в 2013 году – 84 млрд кубов. В этом плане сокращение довольно заметно, но 84 млрд это 84 млрд, это цифра довольно ощутимая.

Сейчас, я думаю, нет уже вопросов относительно того, что «Южный поток» просто необходим. И необходима также труба «Ямал-Европа-2» через Белоруссию с корректированным маршрутом: она должна идти на юг Польши, потому что там существует еще «дырка» юг Польши – Словакия – австрийский хаб Баумгартен. И тогда мы полностью закрываем и по объемам, и по маршрутам украинскую тему. Украина теряет бизнес, который мог ежегодно ей давать 4 млрд долларов. Это просто транзитные деньги, ничего не надо делать, только подставляй карман. Но это не наша проблема. И как раз история с трубой показывает, как можно за политикой убить экономическую выгоду. Превратив трубу в политический лозунг, Украина сама заставила Россию строить альтернативные трубы и закрыть фактически тему о транзите. Я всегда был сторонником того, чтобы решить трубопроводную тему, но теперь понятно, что, к сожалению, сделать это невозможно. Новый президент Украины не сможет, даже если захочет, отдать трубу России, потому что это вызовет очередную истерику у выпущенного из бутылки майдановского джина. Всё, мы закрыли тему трубы, о газотранспортном консорциуме уже можно не говорить.

Да, существует вопрос сроков строительства «Южного потока». Существует вопрос урегулирования отношений с Европейским Союзом. Европа сейчас будет любыми путями поддерживать новую власть, в том числе уговаривая Россию сохранить транзит. Но в этом плане задача России заключается в том, чтобы убедить Европу заставить новые власти Украины не создавать угроз для транзита – вот это сейчас самое главное. Перекрытие трубы недопустимо, если учесть, что у нас есть контракт от 2009 года, который подписывался с санкции Тимошенко, за что она и сидела в тюрьме. Выход ее из тюрьмы означает, что контракт хороший, по большому счету. Происходит восстановление легитимности контракта от 2009 года. Тимошенко посадили неправильно. Контракт нормальный. Значит, все слова Виктора Януковича, обвинения в предательстве несправедливы, и Тимошенко должна этот контракт защищать.

А вот дальше мы должны перекинуть мостик в будущее и понять, что будет с Украиной через четыре года? Это новый электоральный цикл, и за это время мы должны серьезно продвинуться в деле строительства «Южного потока». Давайте поймем, что происходит? Мы достраиваем «Южный поток», а на Украине новые выборы. Легко понять, как она их встретит - экономическим коллапсом. МВФ будет давать кредиты под жесткие условия. Украина надеется, что из Брюсселя приедет дядя с мешком денег, а на самом деле приедет дядя с папкой с указаниями. И эти указания будут такого рода: «А что это у вас цены на энергоносители ниже, чем в России? Исправляйте ситуацию. А что это у вас такой раздутый социальный бюджет? Сокращайте это дело. А почему это у вас такое идет превышение расходов над доходами? Исправляйте. Сокращайте. Увольняйте. Реструктуризируйте». И те люди, которые ожидали, что сейчас откроются границы и они поедут в Европу, будут там наслаждаться комфортной жизнью с высокими зарплатами, увидят, что в Европе их не ждут, а на Украине начинаются тяжелейшие экономические реформы, которые еще больше ухудшат экономическое положение большинства украинцев. Страна находится в преддефолтном состоянии. Это напоминает о реформах в России в 1990-х годах. Будет расти раздражение европейским выбором. Будет расти осознание, что со свиным рылом в калашный ряд не лезут. Украину поставят сейчас на экономический карантин, тем более что у Европы нет сценария перезапуска украинской экономики. Украину забрали по политическим мотивам – чтоб она России не досталась. Но что с ней делать, никто в Европе не понимает. Так вот через четыре года мы, получается, запускаем «Южный поток», а на Украине в это время очередной «сеанс прозрения». Либо на Украине придут к власти пророссийские политики, либо какое-то очередное издание Януковича, любителя сидеть на нескольких стульях. Либо наконец-то будет реализован самый разумный сценарий появления двух Украин. Все это по-другому заставит европейцев смотреть на «Южный поток». Возможно, как раз в процессе строительства за счет тяжелых переговоров, используя украинский фактор, нам удастся добиться согласования по вопросу доступа к этой инфраструктуре.

Автор: Консатнтин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Эксперт online, 25.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.
Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики