Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2009 г.

Топ-лист событий за июль 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Участники проекта Nabucco форсируют продвижение проекта

    13 июля премьер-министры Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции подписали межправительственное соглашение по реализации газопроводного проекта Nabucco. Этот документ рассматривается подписантами едва ли не как триумф, гарантирующий реализацию данного проекта. Однако Nabucco – это все-таки проект, который начинается в Турции и заканчивается в Европе, а что попадет в Nabucco, какие трубы свяжут его с источниками газа, пока до конца не ясно. Лихорадочно изменяется перечень стран, которые должны обеспечить заполнение этого проекта. Еще год назад основными поставщиками называли Туркмения и Казахстан, теперь вдруг говорят об Ираке, Азербайджане и Египте. Египет выглядит совершенно фантастически. Вряд ли инвесторы будут вкладывать деньги в строительство трубы, которая пройдет через Иорданию и Сирию вблизи палестино-израильского конфликта. Пока совершенно не определен правовой статус в Ираке. Азербайджан – это реально, но мы видим, что ЕС втягивает и Россию в конфликт. При этом за счет борьбы ЕС и России выигрывают третьи страны, такие как Азербайджан, который получает выгодные цены. Конечно, Турция подписала меморандум о вхождении в проект. Но мы прекрасно понимаем, что Турция связывает будущее Nabucco с вопросом вступления в Евросоюз. Поэтому если Европа не примет Турцию, то как Анкара поставила подпись, так она ее и отзовет.

  2. Обнуление пошлин на восточно-сибирскую нефть и на шельфовые проекты по Охотскому и Черному морям

    Решение выглядит разумным. Действительно, налоговые стимулы для добычи на новых месторождениях очень важны и значимы. Но есть два момента, которые эту ситуацию отягощают. Момент первый: необходимы также налоговые стимулы для реанимации старых месторождений в Западной Сибири. Давно известно, что если повысить КИН (коэффициент извлечения нефти) до уровня других государств, то мы можем получить дополнительную добычу, сопоставимую с планами на Восточную Сибирь. Т.е. налоговые стимулы, безусловно, должны коснуться и старых месторождений. Второй момент самый важный. Он связан с тем, что инвестиции в новый проект не идут не только потому, что там тяжелый налоговый режим, но и потому что компании боятся вкладывать деньги в проекты, которые принесут первоотдачу через 5-7 лет. Это касается и частных (потому что они не знают, что с ними будет через этот срок), и государственных компаний.

  3. Запад затягивает с выплатой кредита на реформирование ГТС Украины

    Ситуация снова накаляется до возможного начала новой газовой войны. Столкнулись два упрямства: российское и европейское. Российское правительство, судя по всему, считает самым главным получить контроль над ГТС Украины, и по-другому оно не способно воспринимать ситуацию. А Запад в лице Еврокомиссии и, как мы их называем, «брюссельских талибов» всячески стремится к включению во что бы то ни стало Украины в европейское пространство. И выдача кредита сопровождается совершенно невозможными условиями, например, обеспечить прозрачность «Нафтогаза». Непонятно, как это можно сделать в условиях начавшейся избирательной кампании и фактическом отсутствии власти.

  4. Газпром меняет годовую инвестпрограмму

    Перед годовым собранием объявили о сокращении инвестиций на 30%, но решение правительства было не столь драматичным. Инвестиции оставлены на уровне 775 млрд долларов. Правда, остается вопрос: входили ли в первоначальные планы инвестиции на выкуп акций «Газпром нефти», деньги за которые были выплачены итальянской компании Eni. Тем не менее, мы видим, что объем инвестиций все равно находится на уровне более 20 млрд долларов, это достаточно приличный показатель. Газпрому предстоит серьезная инвестиционная пятилетка - нужно запускать новые добычные проекты. Серьезно настораживает тот факт, что в программе предусматривается перенос целого ряда добычных проектов, таких как Штокман и Баланенково.

  5. Белоруссия перекрыла нефтепровод из России в Латвию

    Ничего удивительного не происходит. «Славянский брат» в очередной раз показал свое истинное лицо и продемонстрировал, насколько велики транзитные риски в современном мире. Одновременно, становится очевидным, что у нас нет никакой стратегии в отношении Белоруссии. И хорошо еще, что Минск перекрыл нефтепровод, по которому объем поставок 10 млн тонн нефтепродуктов в Ветспилский порт - не такой уж большой. Было бы много хуже, если бы Минск перекрыл газопровод. Нефтепровод Унеча-Вентспилс был собственностью российской компании «Запад – Транснефтепродукт», которая является дочкой «Транснефти». Это еще раз говорит о том, что получение в собственность труб на территории других государств вовсе не является гарантией их функционирования в нужном режиме.

  6. Газпром закрывает сделку по размещению еврооблигаций

    В первом полугодии выручка компании упала, поэтому Газпром вынужден занимать деньги. И это правильно, потому что добывающие проекты не должны останавливаться. Газпром занял достаточно дешево, это отмечают все. Для Газпрома инвестиции сейчас остро необходимы. Тот факт, что Газпром занимает под низкие проценты, показывает, что слухи о его возможном скором падении не находят отражения у европейских компаний.

  7. Gunvor получает займы

    Тимченко выходит из тени. Gunver получил первый займ. Актуальный вопрос: почему Тимченко начал публиковать сведения о том, чем он владеет. Предполагаем, что происходит это потому, что ему нужны деньги на новые приобретения. Вероятно, средства понадобятся для очень серьезной покупки в российском Upstream, о которой мы довольно часто писали в наших материалах.

  8. Дмитрий Медведев с визитом в Германии и судьба «Северного потока»

    Если в деле «Южного потока» нам похвастаться нечем, то в ситуации с «Северным потоком» есть позитивные новости. После положительного экологического заключения Финляндии Медведев посетил Германию. Берлин подтвердил свою заинтересованность в этом проекте, он кажется ему значительным и нужным. Однако отношение Германии к российским инициативам вновь подчеркивает тот факт, что в Европе существуют давно известные расколы между старой и новой Европой, между старой Европой и брюссельскими бюрократами. Именно новая Европа и брюссельские бюрократы являются противниками новых труб из России. Старая же Европа понимает, что это - хороший бизнес, нормальное партнерство. Кстати, любопытна позиция Польши, которая протестует против строительства «Северного потока», потому что это, якобы, увеличит зависимость от «ужасной» России. Но при этом проект строительства газопровода «Амбер» отторжения у Варшавы не вызывает, поскольку должен пройти через территорию Польши. Но ведь начало этого проекта тоже в России? Получается, что если газопровод идет вне твоей страны, то он страшный, потому что российский, а если идет через твою территорию, то он уже нормальный, и все не так страшно. Судьба «Северного потока» будет решаться в Швеции осенью этого года. Будет интересно оценить, насколько Швеция – новоиспеченный председатель ЕС - окажется независимой в своих оценках. Несомненно, что Брюссель будет оказывать очень сильное воздействие на Стокгольм.

  9. «Русснефть» и MOL отстаивают перед Роснедрами лицензию на Западно-Малобалыкское месторождение

    Чтобы не потерять лицензию на Западно-Малобалыкское местрождение конфликтующие акционеры ООО «Западно-Малобалыкское» (владеет лицензией на одноименное месторождение) вынуждены договариваться друг с другом. До сих пор сотрудничество венгерской компании и «Русснефти» складывалось не всегда удачно. Одновременно у MOL осложнились отношения с Россией. Весной 21,1% акций компании за 1,4 млрд долларов приобрел «Сургутнефтегаз», однако MOL сразу же заявила, что рассматривает его только как финансового инвестора и не намерена сотрудничать в вопросах управления. Претензии Роснедр вполне могут быть непрозрачным намеком и стимулом к умиротворению и большей сговорчивости венгерской компании.

  10. Английская Королева пересела с Ролс-Ройса на автомобиль с гибридным двигателем

    Новость юмористическая, но она отражает общее настроение июля на тему «конца бензина». В западной прессе и в Интернете в последнее время появилось очень много публикаций о том, что бензин в мире, якобы, заканчивается, и будущее предопределено – мир откажется от двигателей внутреннего сгорания и перейдет на электротопливо. Венцом этих разговоров и становится сообщение о том, что даже старушка королева пересела на автомобиль, пусть еще и не электро-, но уже с гибридным двигателем. Байка о «конце бензина» пришла на смену страхам о грядущем «конце нефти». Нефть все не кончается, и доказанные запасы ее в мире, наоборот, растут. Весьма сомнительно, что электромобили так быстро завоюют мир. Основной прирост спроса на автомобили дают сегодня Китай и Индия, а значит у них есть спрос и на дизельное топливо и на бензин. К тому же, не стоит забывать, что если весь мир перейдет на электромобили, это будет означать рост потребления электричества в мире более чем в два раза. А нефть – это ведь не только топливо, это же и первичные энергоносители. Из чего же будут брать электричество, не вполне понятно. Неужели из биотоплива? Если бы никому в мире больше не были бы интересны нефтегазовые месторождения, то ни европейские страны, ни Китай не ездили бы сейчас по миру с мешком денег и не скупали бы активно страны и новые проекты. Например, Китай покупает не кокосовые плантации для производства биотоплива, а кредитует активно те государства, где существуют перспективные проекты с точки зрения добычи нефти. Вот когда первые лица Китая будут летать, как некогда г-н Бренсон, на «кокосовом» самолете и ездить на автомобилях китайской сборки, вот тогда нам, по-видимому, придется задуматься.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики