Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2015 г.

Топ-лист событий за июль 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договоренности по Ирану

    Это событие стало наиболее обсуждаемым. Эксперты задались вопросом, что будет, если Иран выйдет на мировой рынок нефти? Называли фантастические цифры прироста иранского экспорта. Некоторые эксперты даже брали цифры экспорта до революции 1979 года и уверяли, что Иран выйдет на эти рубежи, но забывая, что это было 40 лет тому назад. В реальности потенциал роста иранского экспорта существенно меньше. Один млн баррелей в сутки прироста – эта цифра завышена минимум вдвое. Не говоря уже о том, что Ирану нужно несколько лет и несколько млрд долларов серьезных инвестиций, чтобы восстановить потенциал. Поэтому пока надо понимать, что иранская тема является способом давления на Россию как по вопросу снижения стоимости нефти, так и по теме будущих газовых поставок. Но сами газовые поставки возможны не ранее чем через 10 лет: нужно обеспечить и добычу, и создать инфраструктуру. А что касается снижения стоимости нефти, то цена падает вовсе не из-за Ирана, а из-за того, что ожидается повышение ключевой ставки в США, в связи с чем будет происходить рост стоимости доллара, а этот рост всегда опускает стоимость нефти. Так что пока мы видим очередную попытку психологического воздействия на производителей нефти и формирования таких панических настроений.

  2. Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе

    Поскольку конфликт с Западом продолжается, Россия отвечает на него идеей ухода на восток. Саммиты БРИКС и ШОС как раз это и призваны были продемонстрировать.

  3. Сложности в реализации «Турецкого потока»

    В июле многие уже поспешили этот проект похоронить. Хотя в реальности Турция действительно оказалась более сложным переговорщиком, но это не означает, что Россия должна идти на уступки только ради того, чтоб реализовать «Турецкий поток» в полном объеме в четыре нитки. Турция потребовала уже права участвовать в перепродаже российского газа, с чем мы согласиться, конечно, не можем. Но есть выход из ситуации. Турция может сама себя наказать: мы можем сократить «Турецкий поток» на две нитки, а две нитки, соответственно, перебросим на север, увеличив «Северный поток».

  4. Активная реализация проекта «Северный поток-2»

    Это означает строительство третьей и четвертой ниток до немецкого Грайфсвальда. В июле активно велись переговоры с BASF и, судя по всему, компания Wintershall станет акционером проекта. Плюс французская газовая компания Engie может присоединиться к консорциуму. Проект развивается и, видимо, в этом формате он и будет реализован: две нитки до Гайфсвальда и дальше расширение инфраструктуры, позволяющие соединить немецкий город с австрийским Баумгартеном. Это означает, что для Украины шансов сохранить транзитные потоки после 2019 года практически нет.

  5. Продолжение конфликта с Украиной

    С 1 июля прекращены поставки газа на Украину. Киев по-прежнему заявляет, что его не устраивает цена, хотя с учетом скидки предложение Газпрома все равно самое выгодное для Украины, и газ по реверсу, тот же российский, к слову, будет еще дороже. Но Киев занимается прямым шантажом Европейского союза и надеется выбить деньги из Брюсселя.

  6. Скандал с Туркменией

    В России после запуска Бованенковского месторождения образовался серьезный профицит газа, и в этой ситуации, естественно, возникает вопрос: зачем нам покупать газ в Центральной Азии, когда у нас собственный газ некуда девать? В этой связи намерения Газпрома вполне оправданы. Он собирается покупать не менее 4 млрд кубов в Туркмении, а что касается обвинений в нарушении условий договора, так, когда в 2003 году был подписан договор с Туркменией по фиксированной цене и цены на газ пошли вверх, Туркмения заявила, что это был не договор, а декларация о намерениях и сама неоднократно его нарушала, поэтому здесь изображать из себя святую невинность уж точно не получится.

  7. Арест активов ЛУКОЙЛа в Румынии

    На протяжении десятилетий мы слышим истории о том, как опасно быть инвестором в России, как Россия не соблюдает европейские нормы, не гарантирует защиту собственности. И вот мы сталкиваемся с тем, как «отжимают» собственность в Румынии, совершенно нагло идет наезд государственных структур. Причем ЛУКОЙЛу намекают, что есть потенциальный покупатель, предлагают продать. Все в лучших традициях, что называется, постсоветского пространства, только с одной поправкой: дело происходит на территории страны, входящей в ЕС. Возникает вопрос: где безопасней инвесторам – в России или в Румынии?

  8. Новые санкции со стороны Соединенных Штатов

    Под санкции попали «дочки» «Роснефти». На самом деле, ничего сенсационного не произошло. Санкции показывают, что инструментарий достаточно ограничен, никаких новых идей не появляется. США переходят к длительной осаде, посмотрим, к чему это приведет.

  9. Письмо «Роснефти» в правительство

    Компания требует продолжить реформирование газовой отрасли, допустить независимых производителей к газовым проектам. Все эти идеи не новы. Другое дело, что эффект от таких предложений плохо просчитан. Понятно, что для «Роснефти» выгодно получить доступ к экспортной трубе, выгодно увеличить свою доходность. А вот с точки зрения государства вопросов гораздо больше. Скажем, если разделить Газпром, кто будет финансировать строительство экспортных газопроводов? Почему «Роснефть» не вкладывает средства в строительство инфраструктуры, должна получить право доступа и пользования ею или иметь долю в экспортной выручке? Нужно ли сейчас помогать независимым производителям увеличивать добычу, если у нас и так перепроизводство газа? На все эти вопросы ответов пока, к сожалению, нет, но тема внутреннего рынка газа остается пока одной из самых взрывоопасных.

  10. Идея слияния Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы тарифов

    Очень странное решение. Не понятно, почему антимонопольная служба должна устанавливать тарифы. Происходит классическое для России аппаратное решение не с точки зрения экономической целесообразности, а с точки зрения лоббистских возможностей. Не секрет, что это слияние приведет к усилению давления на Газпром, глава ФАС Игорь Артемьев неоднократно об этом говорил. И это уже происходит. Например, по предложению снизить тарифы на прокачку газа независимых производителей. Тут мы возвращаемся к предыдущему пункту нашего рейтинга: чем мотивированы решения - экономической целесообразностью для государства или интересами отдельных компаний? Пока четкого ответа на этот вопрос мы не получаем.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики