Главная > Выступления > Россия в 2007 году: тенденции развития

Россия в 2007 году: тенденции развития

14 мая 2008 г. на открытии IV Экономического форума Европа - Россия в Риме был представлен пятый доклад форума «Россия 2007. Доклад о трансформации». Этот документ, издаваемый Восточноевропейским институтом (организатором форума), подготовлен группой экспертов Экономического форума под руководством Константина Симонова.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию выступления К. Симонова, посвященного выходу нового доклада.

 

Содержание:

  • Часть 1. Политическая система России – изменения в период избирательных кампаний
  • Часть 2. Экономика
  • Часть 3. Государственные финансы
  • Часть 4. Внешняя политика России
  • Часть 5. Регионы и региональное развитие
  • Часть 6. Наука, Культура, Образование
  • Часть 7. Вооруженные силы и военная промышленность

(Посмотреть презентацию в PDF PDF 171 KB)

 

 Год 2007: основные сюжетные линии

  • Борьба за фигуру преемника и ожидание решения Владимира Путина
  • Выборы в Думу – важный момент для понимания вектора дальнейшего развития российской политической системы
  • Создание госкорпораций и дискуссии относительно роли государства в экономике
  • Дальнейшая энергетизация внешней политики
  • Рост политической напряженности в отношениях с ЕС при новых экономических успехах

Актуальные моменты внутренней политики в 2007 году

  • определение кандидатуры «преемника» и будущего для уходящего президента
  • контуры новой политической системы и номенклатурных сдержек и противовесов
  • определение идеологического содержания обеих избирательных кампаний
  • обеспечение победы «Единой России» на парламентских выборах
  • маргинализация и раскол оппозиции
  • мобилизация избирателей с целью легитимации нового депутатского корпуса и будущего президента .

Актуальные темы социально-экономического развития 2007 года

  • поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, минимизация издержек от роста цен и инфляции
  • изменение тактики взаимодействия с бизнесом-сообществом - создаются государственные корпорации и одновременно взят курс на обеспечение интересов частного бизнеса
  • будущее Стабилизационного фонда и реформ ЖКХ, энергетики и пенсионной системы
  • Усиление госкорпораций рука об руку с приватизацией (реформа РАО «ЕЭС России»)

Три фактора в пользу Дмитрия Медведева:

  1. Отсутствие поддержки «силовым» крылом Администрации Президента
  2. Его «правильное» поведение в течение последних двух лет
  3. Личностные качества и высокий уровень лояльности, готовность выполнить «контракт» с Путиным
  • Вокруг Медведева не сложилось стабильной коалиции, его союзники локализованы в судебной ветви власти и в «Газпроме», говорить о полноценной команде Медведева затруднительно
  • От национальных проектов – к теме правового государства и независимости судебной системы. Это логично продолжится в замыкании на Путине-премьере исполнительной власти и на Путине – лидере «Единой России» власти законодательной

Часть 1. Политическая система России – изменения в период избирательных кампаний

  • Соревнование двух проектов - «преемничество» и «третий срок»
  • Диверсификация инструментов воздействия на политическую ситуацию (назначение на ключевые должности представителей личного «кадрового пула», ослабление «суперведомств» путем их разделения или изъятия части полномочий, создание новых каналов влияния на внутриполитическую ситуацию)
  • Партийная система в России получила законченные очертания

Владимир Путин олицетворял собой образ жесткого и решительного правителя, готового на неоднозначные с юридической точки зрения шаги. Дмитрий Медведевпредстает в образе главы государства, который желает учитывать мнение общества и не поддерживает жесткие и решительные действия. «Женский» кандидат.

Разница в позиционировании в целом отвечает общественному запросу.

Политики, которым больше всего доверяют

Ограничения для преемника

  1. Финансовые (трехлетний бюджет)
  2. Законодательные - подконтрольная «Единой России» Госдума может выступить в роли альтернативного центра влияния
  3. Правительство во главе с экс-президентом Владимиром Путиным

Фигура «преемника» действующего президента не станет ключевой в будущих раскладах. Он не получит такие инструменты власти, которые были доступны Владимиру Путину

Новое правительство

  • Три «чистых» варианта реформирования правительства: «либеральный», «региональный» и «отраслевой»
  • Путинский вариант: жесткая вертикаль и переплетение элитных группировок
  • Петекание полномочий из президентской администрации в правительство
  • Мы являемся свидетелями начала реформирования всей структуры исполнительной власти, которая будет иметь мало общего с принципами прежней административной реформы

Маргинализация оппозиции

Известность марша несогласных

  • 2007 года стал провальным для российской правой несистемной оппозиции
  • Создание нового «правого» проекта наиболее вероятно на основе синтеза либеральных, социальных и националистических идей
  • В 2007 году из всех институтов гражданского общества наибольшим потенциалом обладали профсоюзы
  • В течение 2007 г. наблюдались попытки выдвинуть идеологию, консолидирующую все население на основе патриотических и патерналистских идей. Наиболее успешна в этом плане теория суверенной демократии, хотя есть и другие интеллектулаьные проекты (типа «Русской доктрины»)
  • Предпринимались также попытки разработать Идеологию для отдельных социальных и профессиональных групп

Наиболее близкие идейно-политические течения

Часть 2. Экономика

  • В 2007 – начале 2008 года одним из основных приоритетов экономического развития РФ стало снижение инфляции. Для реализации данного решения был использован механизм моратория на рост цен.
  • В российской экономике наиболее активны семь групп влияния:
    • «юридическая» («Газпром»; Д. Медведев, А. Миллер)
    • «силовая» («Роснефть», И. Сечин, Н. Патрушев, С. Богданчиков)
    • акционеры банка «Россия» («Россия»,Ю. Ковальчук)
    • «группа Якунина» (РАО РЖД, В. Якунин)
    • «группа Чемезова» («Рособоронэкспорт», С. Чемезов)
    • «группа Дерипаски» («Русал», О. Дерипаска)
    • «группа Абрамовича» (Evraz Group, Р. Абрамович).
  • Попытки форсированного развития основного энергетического проекта – новых газопроводов в Европу
  • Ключевой тренд 2007 года - усиление государственных бизнес-структур (госкорпорации). Активнее всего из 9 госкорпораций развивались четыре: Объединенная судостроительная, Ростехнологии, Роснанотех, Росатом. При этом усиливались и частные концерны, в частности, активно приобретавшие активы в энергогенерации
  • Новому президенту России в «наследство» достанется высокая и плохо сдерживаемая инфляция, необходимость проведения социально непопулярных реформ (ЖКХ, пенсионная и т.п.) и выполнение капиталоемких обязательств («материнский капитал», софинансирование пенсий, ипотечные и родовые сертификаты и т.д.)

Часть 3. Государственные финансы

  • Впервые принят трехлетний бюджет России
  • Сокращается финансирование нацпроектов
  • Внесены изменения в структуру и механизм формирования Стабфонда → изменение механизма управления нефтегазовыми доходами
  • Беспрецедентные госрасходы на долгосрочные инвестиционные программы. Адресаты: регионы, бюджетники, госкомпании.
  • Борьба за налоговую нагрузку между бизнес-структурами и Минфином.

Часть 4. Внешняя политика России

  • Постоянные разговоры о новой «холодной войне» и «мюнхенской речи».
  • Отношения с США и ЕС – политическое «охлаждение» на фоне инвестиционного бума
  • Отношения с Китаем: отсутствие прорывов, торможение всех трубопроводных проектов как подарок Европе
  • Отношения с постсоветскими государствами: энергетические войны с Украиной и борьба за энергетический потенциал Центральной Азии

Россия и Европа

  • Миф про испорченные отношения с ЕС. На самом деле мы видим ухудшение только политических отношений и только со структурами ЕС. Энергетическое сотрудничество и двусторонние контакты развиваются по нарастающей. А СПС в реальности никого не интересует
  • Eni покупает российские активы, Южно-Русское месторождение, «Южный поток»
  • «Брюссельские бюрократы» сами создали «страшилку» по энергетическое оружие и сами же себя пугают
  • Диверсификация поставок, которой не будет по объективным причинам

Часть 5. Регионы России

Ключевые факторы региональной политики в 2007 году:

  • подготовка к федеральным избирательным кампаниям
  • институт губернаторов «технократизируется»
  • назначение Дмитрия Козака министром регионального развития
  • курс на укрупнение регионов

Часть 6. Наука. Культура. Образование.

  • Власть достигла консенсуса с интеллигенцией
  • Ставка на нанотехнологии
  • Реформа Российской академии наук и профильных академий
  • Реформа образования: Болонский процесс в действии
  • Кинематограф как инструмент формирования политической мифологии

Часть 7. Вооруженные силы и военная промышленность России

  • Демонстрация военных возможностей – важный элемент для российской политики
  • Штатский министр обороны А. Сердюков формирует новую команду финансистов-профессионалов внутри Минобороны РФ
  • «Бархатная консолидация» военной промышленности – ВПК как «мотор модернизации» страны

Тенденции 2008 года

  • Отстраивание новой политической системы при сохранении ключевых игроков и доминирования Путина. Сохранение им контроля над законодательной и исполнительной властями, губернаторским корпусом
  • Сохранение доминирующих позиций «Единой России» на партийном пространстве при отсутствии серьезных конкурирующих проектов
  • Проявятся «отложенные риски» социального и экономического характера
  • Внешнеполитическая «сбалансированная жесткость», особенно в энергетических вопросах. Энергетика как главная тема внешней политики
  • Диалог с ЕС сквозь призму энергетики

Некоторые выводы для Европы

  • Ошибка в повестке дня – акцент на тех вопросах, которые не составляют нерва российской политики и внутри страны не являются топовыми («кровавый режим», «права человека», «демократия»)
  • Ошибочность выталкивания России в Китай
  • Непонимание энергетических реалий

Книги

Нефтегазовый фактор в мировой геополитике
Россия 2008. Отчет о трансформации
Россия 2007. Тенденции развития
Глобальная энергетическая война
Энергетическая сверхдержава
Мир нефти и газа очень тесно связан с политикой, и поэтому вокруг него существует огромное число сознательно создаваемых мифов. Отделить правду от вымысла и пытается Константин Симонов в своей книге.
Автор не только стремится разобраться, что же стоит за термином «энергетическая сверхдержава», но и дает ответы на вопросы, — есть ли на самом деле у России конкуренты среди других производителей нефти и газа; — на сколько лет хватит наших запасов; — стоит ли России задумываться о длительном доминировании на углеводородном рынке или же мир и вправду скоро ждет новая энергетическая революция и переход на водород; — кто на самом деле определяет стоимость нефти; — как долго продержатся высокие цены на углеводороды и кому это выгодно; — способны ли США оставить Китай без сырья; — начнется ли война за энергоресурсы Центральной Азии.

Все книги »

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики